Проблема миграционной политики и её влияния на различные сферы жизни общества продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых. Особое внимание читателей привлек вопрос о том, как и почему граждане других стран начинают работать врачами в российских больницах и поликлиниках. Хотя в регионе автора статьи такого явления не наблюдается, собранная информация позволяет проанализировать ситуацию в целом.
Здравая мысль пришла во время сна. Коллаж автора.
Для сбора информации автор использовал личные контакты в медицинской среде, а также анализ публикаций в медиапространстве. Это позволило составить комплексную картину происходящего.
География явления
Стоит сразу отметить, что феномен трудоустройства мигрантов, а также лиц с нерусскими фамилиями, в здравоохранении носит не повсеместный характер. Наиболее выражен он в северных и удалённых регионах страны, таких как Якутия, Мурманская область, Ненецкий и Чукотский автономные округа. Крупные города-миллионники, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург, также демонстрируют эту тенденцию. В других крупных населённых пунктах ситуация пока более стабильна, но и там позиции местных кадров постепенно ослабевают.
Экономическая подоплёка: распределение фонда оплаты труда
Чтобы понять причины, нужно начать с финансового устройства современных медицинских учреждений. Каждая больница или поликлиника имеет собственный бюджет, часть которого составляет фонд оплаты труда (ФОТ). Главный врач обладает значительными полномочиями по его распределению, что является отличием от жёсткой тарифной сетки советского времени. Если вместо квалифицированного и, соответственно, более дорогого специалиста нанять менее требовательного сотрудника (условно назовём его Джамшут), то из общего «пирога» ФОТ можно выделить более крупную часть в пользу руководства. Это первая и одна из ключевых причин.
Кадровый голод в непривлекательных учреждениях
Вторая причина связана с кадровым дефицитом. Мигранты и иностранные специалисты работают далеко не во всех лечебных учреждениях. Их нанимают туда, куда не идут местные врачи: в районные поликлиники, небольшие больницы, фельдшерско-акушерские пункты с низкими зарплатами или тяжёлыми условиями труда. Квалифицированный российский врач, столкнувшись с такой ситуацией, стремится перейти в более престижные федеральные центры или крупные больничные комплексы, где оплата выше. Чтобы не закрывать социально значимые объекты, главврачи вынуждены брать «кого придётся», главное — сохранить учреждение и свой пост с правом распределять бюджет.
Стандартизация лечения и «вытеснение» профессионализма
Обратите внимание: Можно заработать инсульт, даже выкуривая по сигарете раз в пару дней.
Третья причина кроется в системных изменениях, произошедших после так называемой оптимизации здравоохранения. В российскую медицину были внедрены западные, в частности американские, стандарты, предполагающие жёсткие экономически рассчитанные клинические рекомендации (протоколы лечения) для каждой болезни. Врач, по сути, следует инструкции: например, при ОРВИ назначает терапию строго по прописанному алгоритму. Это делается в интересах страховых компаний для контроля расходов, но не учитывает индивидуальные особенности пациента. При таком подходе, когда творческая, аналитическая составляющая работы врача сводится к минимуму, формально справиться с обязанностями может и менее квалифицированный сотрудник, прошедший определённую «дрессуру». Однако пациента может смутить подобный «специалист», поэтому предпочтение отдаётся мигранту, а не, образно говоря, обезьяне.Главный оптимизатор нашей медицины. Очень любит западные стандарты.
Проблемы системы образования и формальные требования
Четвёртая причина — образовательная. Многие мигранты получают медицинское образование в российских вузах, часто на платной основе. Вопросы качества этого образования и объективности оценки их знаний остаются дискуссионными. Тем не менее, такой выпускник приходит на работу с дипломом государственного образца, и формально отказать ему в трудоустройстве, если есть вакансия, практически невозможно. Он такой же «врач» по документам, как и его русский коллега.
Рекомендации и реальные риски
Что же делать пациентам? Появление в штате лечебного учреждения большого числа мигрантов — это индикатор системного кризиса в нём. Лучшая стратегия — поиск другой, более благополучной клиники или поликлиники. Если врач-мигрант приехал на вызов по скорой помощи, стоит настоять на транспортировке в стационар, не позволяя ему самостоятельно назначать лечение. Жалобы главврачу в такой ситуации часто бесполезны, так как он может быть заинтересован в сложившейся кадровой политике. Наиболее действенной мерой может стать обращение в прокуратуру с требованием проверить законность выдачи и признания документов об образовании конкретного медработника.
Масштаб проблемы иллюстрирует проверка, проведённая летом в Москве, в ходе которой было выявлено около 800 практикующих медработников из стран Средней Азии с купленными дипломами. У этих людей не было не только российского, но и вообще какого-либо медицинского образования.
Актер играет врача, совсем как в московских больницах.
Вывод прост: в современных условиях как никогда важно самостоятельно следить за своим здоровьем и тщательно подходить к выбору врача, опираясь на рекомендации знакомых и проверенные отзывы.
Будьте здоровы, Ваш Фома!
Фома расскажет еще о...
Палочная система в медицине, зачем страховые компании указывают врачам кого, как и сколько лечить?
Уничтожение медицины как государственная политика? Или кто еще за интересован в оказании платных услуг?
Мигранты, почему о них так много разговоров, что за этим стоит?
#общество и политика #миграционная политика #медицина в россии
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Как и почему мигранты стали работать врачами в наших больницах и поликлиниках?.