Продолжаем, дорогие товарищи, разговор о болезнях обмена веществ. Диабет и подагра, конечно, крайне неприятные и распространенные вещи, но, к сожалению, не только они. Уж больно наша внутренняя фабрика сложна, требует всевозможного «сырья», использует тысячи ферментов и гормонов. Выдаст одну ошибку - и тогда поедем, сначала лабораторные отклонения, потом диагноз, и "ловим" очередной пяточек. Как формулы, молекулы, и уже, видите ли, химия превращается в патологическую (то есть «болезненную») физиологию, а затем и в анатомию. Меняются органы и целые системы. Писатель накачивает это, накручивает процент прочитанной статьи, чтобы разбогатеть и купить стейк рибай под вражеским Эвианом. Жадный блокировщик раскрыл все карты.
Два вышеперечисленных недуга «целятся» во многие органы, один из которых болезненно уязвим, пусть и парный, — почки. Сахар «бьет» изнутри, по сосудам – диабетическая нефропатия, мочевая кислота с ее уратными солями – по выделительной системе (подагрическая почка). Только процент таких уратных камней среди прочих невелик – около 15%. Чаще виновниками мочекаменной болезни, коликов и других недугов становятся «песок и булыжники» совсем другой природы. Сегодня они будут нашими героями. Так что знакомьтесь - МКБ. Как вы догадались, не Международная классификация болезней и не столичный банк.
Когда у нас был "почечный цикл" статей, я специально не касалась мочекаменной болезни (так мочекаменная болезнь по-латыни). Как ни крути, это болезнь обмена веществ. Хотя развитие зависит от исходного состояния почек. Вот, представьте, природа "наградила" при рождении такой аномалией:
Называется подковообразная почка. Понятно, что лоханки будут располагаться не так, а мочеточники. А это риск застоя мочи, при котором образуется нехороший осадок. Бывает, что такая буква У работает нормально сама по себе, все, что нужно, выводится и плавает, тогда и исправлять не надо. Зачем трогать то, что работает безотказно? То же самое касается и других врожденных аномалий — неправильного расположения, лишней или единственной почки.
Однако врожденные недуги более «хитрые», биохимические. Их не видно на УЗИ с рентгеном. Фермента, отвечающего за обмен аденина или ксантина, мало – излишки выводятся с мочой, и могут депонироваться в ненужном месте. Другого фермента (тот же фермент, только звучит солиднее) не хватает - с мочой начинают выходить аминокислоты, цистин, лизин, орнитин, аргинин. Вызывается аминоацидурия, может приводить к образованию белковых камней.
Даже бактерии не ограничиваются воспалением, они буквально «гадят» аммонием, фосфатами магния и теми же уратами! Поэтому при хроническом воспалении мочевыводящих путей образуются инфекционные камни. Начнем "травить" микроба антибиотиками - и вот неприятность. Некоторые из них могут даже образовывать кристаллы (от пенициллинов с цефалоспоринами до фторхинолонов). Это к вопросу о самолечении, в умелых руках, когда правильная доза и курс - "инструменты" незаменимые и вполне безопасные. Как и большинство современных лекарств. Все "кристаллообразующие" перечислять не буду, а то, не дай Бог, самоотменит что-то важное, тоже попаду в вину.
Обратите внимание: Синдром «сухого глаза» — есть ли связь с менопаузой?.
Простой анализ мочи покажет, есть ли лишние соли, врач решит, как скорректировать схему лечения.Давайте рассмотрим самые распространенные причины камней, какую воду там пить нельзя и сколько щавеля кидать в суп. Да, соли кальция здесь на первом плане, в том числе оксалаты — щавелевая кислота. Далее идут фосфаты, мочевая кислота, инфекционные и лекарственные камни.
Откуда берется этот оксалат кальция? Соль в наших биологических жидкостях нерастворима, она осаждается в моче в виде таких «ромбов»:
И вот еще одна природная загадка, у большинства здоровых людей повышение уровня оксалатов в моче периодически «пропускается» (транзиторная гипероксалурия) без каких-либо последствий, а у больного мочекаменной болезнью уровень может быть в пределах нормы (35- 40 мг/сутки) и даже ниже! Так что нет смысла пенять на продукты, богатые щавелевой кислотой (помидоры, шпинат, ревень, какао). А лишать себя такого полезного лакомства – тем более. Другое дело, как они усваиваются и какими становятся (не надо тут гусарских шуток, всем и так известно). Это означает, что мы снова сталкиваемся с нарушением обмена.
Начнем сразу с кишечника, здесь, как ни странно, скрывается одна из основных причин МКБ. Как? На уровне школьной химии и биологии. В просвете здорового кишечника кальций связывается с оксалатами и выходит из организма. В норме выходит до 80% вредных «солей». Нарушаются пищеварение и всасывание (называется мальабсорбция), в просвете увеличивается количество жирных кислот, что «вымывает» необходимый кальций, свободные оксалаты попадают в кровь, а оттуда в мочу.
Такой эффект может развиться даже у людей, принимающих препараты для «похудения», так называемые ингибиторы энтеролипазы (ксеникал, орлистат). Они не дают жирам расщепляться и всасываться в кишечнике, а оксалатам – совсем наоборот. Иногда люди решаются на «радикальное» решение проблемы ожирения – хирургическое вмешательство. При наложении желудочно-кишечного анастомоза или удалении части желудка. Ситуация развивается так же – жир смело уходит в нижние отделы желудочно-кишечного тракта, а растворенные оксалаты, лишенные кальция, – в почки.
И это еще не все. Куда же без волшебной микрофлоры? У нее в списке есть особая бактерия, Oxalobacter formigenes, по названию видно - ужасно полезная. Так и есть, он «питается» этими солями, разрушает их прямо в просвете кишечника. Чтобы такого «лакомства» хватило, микроб замедляет всасывание оксалатов, а то и «вытягивает» их обратно через стенку кишечника. В культуре он замедляет реабсорбцию и стимулирует секрецию, воздействуя на определенные соединения, хлоридно-оксалатные анионообменники (CFEX, SLC26A6). Простите французов.
Итак, дисбактериоз и заболевания кишечника (болезнь Крона, НЯК), оказывается, друзья мочекаменной болезни. Антибиотики, опять же, «в домашних условиях» и бесконтрольном употреблении, могут не только сами образовывать кристаллы, но и разрушать естественные механизмы регуляции оксалатов!
И на заметку, профилактика камней в почках заключается не в том, чтобы отказываться от томатов и шпината, а в том, чтобы правильно «кормить» собственную микрофлору клетчаткой и фибратами. Бургер с котлетой тут не поможет, более того, за это часто предлагают «газировку» с диким количеством сахара и ортофосфорной кислоты. И калорий, конечно.
А как же другая часть соли, «металлическая»? В нашем случае это кальций. Об этом мы поговорим в следующей статье о мочекаменной болезни, через несколько дней. Мы обсудим как жесткую воду, так и правильный рН кислотности, это не только необходимо во рту, это один из важнейших факторов для мочи.
А пока - будь здоров!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала — врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 — в клинических исследованиях. Понравилось это? Тогда делитесь в социальных сетях, ставьте лайки и подписывайтесь, впереди много интересного и прекрасного!
Купить книгу "Я буду жить!" Вы можете здесь: Часть 1, (также есть аудиоверсия), Часть 2 и Третья. Каждый из ее органов и систем можно найти «своим», любимым.
Уже вышла книга о наших самых «непримиримых друзьях» — от вирусов до гельминтов. О ВИЧ, туберкулезе, малярии, ботулизме и многом другом. Называется "Гости».
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Наша еда и камни в почках, какая тут связь.