Из истории нам известно, что гладиаторы были отбросами римского общества, которых презирали, которых бросали под ножи и которые гибли, словно скот, по прихоти толпы или очередного тучного патриция с оттопыренной губой.
Разумеется, гладиаторы были этаким несчастным угнетенным классом, который люто ненавидел угнетателей и т. д. в том же духе.
В контексте этого как-то странно смотрится то, что в гладиаторы добровольно шли свободные люди. Что же заставляло их пойти на такой шаг?
На самом деле причина этого в том, что мы имеем довольно смутное представление о гладиаторах и играх, в которых они участвовали.
Если поначалу бои были разновидностью жертвоприношения, то в скором времени они превратились в зрелище, которое собирало солидные толпы и зачастую неплохо оплачивалось. Разумеется, кто-то хотел на этом заработать.
Поэтому особо агрессивные или просто крепкие рабы продавались в гладиаторские школы. Однако не стоит думать, что они печалились по этому поводу.
Гладиатор, добившийся успехов на арене, мог стать свободным. А где-нибудь на вилле хозяина ему такое вряд ли светило, если он только не был умником с талантом торговца, у которого со временем был шанс стать вольноотпущенником.
И хотя около 10% обитателей гладиаторских школ погибали, у остальных были все шансы. И чем выше был класс гладиатора – тем лучше было к нему отношение.
Если «салаги» были фактически теми же рабами, только боевыми, то «матерые» получали привилегии, могли покидать лудус, им выделялись отдельные помещения и выплачивались деньги. К тому же их обслуживали лучшие врачи.
К этому стоит добавить то, что хорошие гладиаторы были звездами своего времени, а для не слишком развитой публики это значит много.
Характер звездности, правда, был сомнительный, ибо гладиаторов ставили на один уровень с проститутками и комедиантами, но, как говорится, кто-то хотел бы быть Бахом, а кто-то Киркоровым.
И то, что, даже получив свободу, гладиатор был ограничен в правах (в основном политических), на это мало кто обращал внимание.
Стоит обратить внимание, что и среди рабов, и среди свободных хватало просто агрессивной публики, которой судьба гладиатора отнюдь не кажется суровой, особенно если она может принести славу, деньги, а в перспективе еще и свободу.
Последняя, к слову, манила не всех гладиаторов и были такие, кто, заслужив свободу, отказывался от нее.
Обратите внимание: Зачем мне пилатес?.
Один такой гладиатор (кажется по имени Фламма) был столь крут, что четыре раза ему предлагали свободу, а он каждый раз отказывался от нее.Так и хочется сказать «пацан нашел свое призвание». Умер Фламма, стоит отметить, как истинный актер – на сцене, т. е. на арене.
Хотя не стоит думать, что от свободы он отказался исключительно из верности своему призванию (хотя такой вариант тоже не исключен).
Дело в том, что, получив свободу, гладиатор лишился бы возможности выступать на арене. И если для низшего звена это был скорее плюс, то для гладиаторской элиты в этом был большой минус.
Это, как если бы элитного боксера отстранили от поединков и, соответственно, от кормушки. Сейчас такой боксер, конечно, может стать политиком и всем плевать, что он слово «мама» с ошибками произносит.
Но благоразумные римляне, запретив бывшим гладиаторам занимать государственные должности, спасли империю от такой срамоты.
Так что для тогдашних топ-гладиаторов получение свободы означало потерю рабского статуса (свободные став гладиаторами тоже переходили в разряд собственности) и кормушки одновременно.
Кормушка же у гладиаторов была очень неплохой. Удачливый боец за один выигранный бой мог получить сумму равную годовому жалованию легионера.
Стоит ли удивляться, что императорам приходилось издавать указы, запрещавшие легионерам и офицерству становиться гладиаторами, ибо те явно догадывались, что, делая то же самое, они могли бы получать несравнимо больше.
Стоит отметить, что кости легионеров, которые изучили наши ученые, являются одними из худших в империи. У гладиаторов же они лучше, чем у патрициев, ибо в их жизни было все: и здоровое питание, и тренировки, и лечение.
Свободы и ума, правда, не было, но ни того, ни другого на костях не видно.
Однако годовой заработок за один бой – это еще ерунда. Звёздные гладиаторы были любимцами публики и ими интересовались даже высокородные дамы, приглашавшие их к себе и одаривавшие тоже практически всем.
Один гладиатор по имени Спикул, так и вовсе стал уникальным явлением, получив за победу роскошную загородную виллу.
Так что нет ничего удивительного в том, что рисковые и крепкие юноши, а также легионеры и даже центурионы добровольно шли в гладиаторы, игнорируя то, что, став таковыми, они фактически становились собственностью ланисты.
Впрочем, в армии у них прав было ненамного больше. Что же до рабов, то они еще и сознательно затевали драки между собой, чтобы хозяин, увидев их агрессивность, продал их в лудус.
В свете этого закономерно, что гладиаторы подняли только одно восстание, как неудивительно и то, что со временем в гладиаторы пошли даже женщины.
При этом проводились не только поединки между ними, но и смешанные поединки – что-то вроде «боев-унисекс», в которых более подготовленные спортсменки порой побеждали бойцов мужчин.
Но традиционалистам римлянам идея женщин на арене с самого начала внушала сомнения, а когда женщины начали еще и мужчин кромсать, они запретили это дело, дабы не развращать неокрепшие умы назревающим феминизмом.
Как видно из вышеизложенного, гладиаторское ремесло, даром что непрестижное и опасное, не столько пугало, сколько привлекало к себе тех, кто скор на руку, крепок телом и нуждается популярности и в хорошем мешке с сестерциями.
И тот факт, что законами приходилось ограничивать желающих стать «спартаками», говорит о том, что люди гораздо чаще стремились попасть в лудус, чем уйти из него.
Больше интересных статей здесь: Спорт.
Источник статьи: Зачем свободные римляне шли в гладиаторы?.