Кино о спорте и в том числе спортивные драмы, уже долгое время находятся в упадке. Это связано с тем, что зачастую такое кино либо рассчитано на слишком узкую аудиторию, либо сценаристам не хватает навыка выжать из истории максимум. Поэтому сейчас любой спортивный фильм - это просто набор из клише, максимально предсказуемой истории о преодолении и о том, как один человек меняет ход истории. Да, может в этом и есть правда жизни и такие истории действительно являются подавляющим большинством в истории спорта, но то, с каким подходом изначально работают киноделы, не даёт фильмам о спорте даже шанса стать чем-то интересным, а не только красивым. Именно поэтому, я бы хотел рассмотреть действительно стоящий проект в жанре "спортивная драма".
История
Если говорить о "Человек, который изменил всё" коротко и без спойлеров, то история легко умещается в паре предложений:
В 2002 году подходит новый бейсбольный сезон. У команды Oakland Athletics всё складывается не лучшим образом - команде не удалось побороть более богатого соперника в серии плей-офф в прошлом году, после чего, и так скромная команда лишается лидеров команды, а руководство не выделяет больше средств на развитие. Всё это приводит генерального менеджера Билли Бина (Брэд Питт), к выводу о том, что для достижения новых успехов, в команде необходимо провести полноценную перестройку.
Фильмом занималась креативная группа, которая стоит за культовым фильмом «Социальная сеть». Одним из сценаристов фильма является Аарон Соркин - человек, умеющий мастерски рассказать историю, основанную на реальных событиях, который сейчас является одним из самых востребованных сценаристов Голливуда. Поэтому, учитывая значимость истории для мира спорта и то как качественно её адаптировали под киноформат, вопросов об сценарном аспекте фильма быть не может. История рассказана максимально понятно даже для людей, которые мало что смыслят в бейсболе, но при этом в нём также есть большое количество деталей, которые помогают выстроить образ того или иного персонажа. Также хочется отметить, что фильм позволяет себе делать высказывания не только на спортивную тему, но и об идеалогии, упорстве, достижении целей и смирении. Всё это говорит о том, что фильм далеко не так прост, что является несомненным плюсом.
Исполнение
Картина очень камерная и сосредоточена исключительно на персонажах. Поэтому решение оператора снимать только на средние и крупные планы, используя при этом иногда ручную камеру, позволяет только сильнее погрузиться в мир Билли Бина и проникнуться к нему симпатией и сопереживанием. Постоянный оператор Кристофера Нолана Уолли Пфистер удивительным образом придает кадру обыкновенную красоту, исходя из тех возможностей, что кадр в себе содержит. Поэтому можно одназночно сказать, что визуально фильм очень и очень хорош. Также очень сложно не сопереживать герою за счёт убедительнейшей игры Брэда Питта. Его персонаж является центром всей истории и поэтому актёр выводит фильм на ещё более высокий уровень качества. Наблюдать за переживаниями героя одно удовольствие, что серьёзно подкрепляется мнением зрителей, о том, что эта лучшая работа Питта в карьере.
Беннет Миллер сработал очень грамотно в качестве режиссёра. Большинство сцен поставлены очень просто, но максимально функционально. Ничто не отвлекает зрителя, а небольшие детали, которые заметны со второго просмотра ещё сильнее убеждают в том, что фильм является очень качественной режиссёрской работой. Здесь нет упущений. Миллер осознает ценность каждой сцены и лишь очень изредка позволяет себе сделать кадр простым и неинформативным.
Музыка и монтаж
Хочется вынести эти два пункта отдельно, чтобы сказать пару слов.
Монтаж в фильме является очень простым, но эффективным. Он выделяет нужные моменты и плавно ведёт историю, не нагружая зрителя и не позволяя ему запутаться. Отдельно можно отметить то, как кадры фильма грамотно сплетены воедино с реальной хроникой Окленд Атлетикс и где-то уже не до конца понятно, что из этого стилизация под эфиры того времени, а что добавлено уже после.
Музыкальное исполнение на высоте. Может моё мнение и слишком субъективно, но я считаю его одним из лучших за всё время. Саундтрек очень правильно задаёт тон некоторым сценам и в некоторые моменты способен пробить до мурашек. Ощущается вся важность показанных событий и иногда позволяет окунуться в то состояние триумфа, что витало в раздевалке команды. В то же время музыка не выделяется на общем фоне и местами практически незаметна, лишь поигрывая на эмоциональных струнах. Ну а единственная песня за весь фильм является апогеем всего музыкального дизайна. Она несёт в себе очень важные функции:
- Она очень дорога для главного героя, так как является подарком от любимой дочери
- Без разбора текста песни сложно до конца понять мотивацию героя в конце фильма, что является очень красивым приёмом.
- Ну и сама по себе песня довольна красива и может попасть в ваш плейлист после просмотра.
Выводы
Данное кино может не понравиться некоторым людям, так как всё же завязано на спорте и является очень неспешным и медитативным, но его исключительность невозможно отрицать. А исключительным оно является по одной простой причине - это самая качественная картина о споре во всех аспектах. Создателям фильма удалось сделать практически невозможное, что и принесло фильму такой успех и высокие оценки - они смогли сделать спортивную драму, которая работает и как спортивное кино и как драма одинаково хорошо.
Поэтому, даже если вы не любите бейсбол или даже спорт в целом, фильм стоит вашего внимания, так как является просто проектом высочайшего уровня, который можно посмотреть и как любителям хорошей актёрской игры, так и просто ценителям хорошего кино. Ну а если фильм вам всё же не понравится, вспомните, что таких проектов больше не было, поэтому