Тут после выхода статьи о Grand Cherokee ZJ, в котором упоминалась версия с мотором 5.9, тогда ставшая самым быстрым в мире внедорожником, меня попытался "уесть" один из читателей. Мол, никакой Гранд не самый быстрый, так как был еще более быстрый GMC Typhoon.
Человеку, видимо, очень хотелось самоутвердиться и блеснуть эрудицией. Тот факт, что на момент выхода ZJ 5.9 Тайфун уже 5 лет не выпускался, ему казался несущественным.
Ну это ладно, пусть человек развлекается. Но напомнил он действительно о достаточно прикольной и малоизвестной машине. Чем не повод сказать о ней пару слов?
В 80-х была у General Motors легковая модель Buick Regal, на основе которой построили "горячую штучку" Buick GNX (Grand National Experimental) с нетипичным для американского автопрома того времени 3,8-литровым турбомотором.
Официальные характеристики - 276 л.с. и 5.5 секунд до сотни, неофициальные - 300 и 4.7 соответственно. GNX, формально не будучи маслкаром (Muscle cars, с англ. — «мускулистые автомобили»), своих мускулистых коллег "объезжал", что называется, как здрасьте. Он стал иконой, легендой и все такое, но поскольку базовая модель Regal сама по себе была очень старой, быстро ушел с рынка.
Однако General Motors не хотелось выбывать из лиги строителей супербыстрых автомобилей, но пошел концерн по достаточно странному пути. "Вместо сердца пламенный мотор" решили пересадить...пикапу.
Какое-то время поэкспериментировав, инженеры поняли, что просто так старый двигатель имплантировать в новую машину не выходит.
Тогда они взяли позже ставший очень распространенным, а на тот момент относительно свежий 4.3 V6, "прикрутили" к нему дроссель от двигателей 5.7 Small-Block (вообще, 4.3 и есть "урезанный" на пару цилиндров 5.7), турбокомпрессор Mitsubishi TD06-17C/8 cm2 и охладитель Garrett Water/Air intercooler, модернизировали поршни, впускной и выпускной коллекторы, произвели некоторые другие технические усовершенствования, и вместо старых 160 л.с. "сняли" с движка новые 280.
Все это состыковали с полным приводом от Chevrolet Astro, коробкой передач от Corvette, и сверху "нахлобучили" кузов грузовичка.
Так в 1991 году родился пикап GMC Syclone. Автомобиль имел изумительный и в наши дни, рекордный для того времени показатель по разгону до 100 км/ч за 4,5 секунды. Американские журналисты быстренько сделали сравнительный скоростной тест Syclone и гремевшего тогда на весь мир суперкара Ferrari 348ts. Время GMC на «квотере» (четверть мили, 402 метра, классический стандарт дистанции для драг-рейсинга) составило 14.1 сек., а у Феррари 14.4.
Неподтвержденные слухи гласят, что именно из-за того, что Циклон легко уделывал на прямой своего соплеменника по концерну Шевроле Корвет, руководство решило свернуть производство скоростного грузовичка.
Можно ли сравнить такую тачку и пикап?Очень спорно. Люди, хотевшие приобрести модненький Шеви, вдруг массово повернулись в сторону трака? Сомнительно.
Другой вопрос, что философия эдаких "дрэговых пикапов" и вообще не получила широкого распространения (к сегодняшним дням она фактически умерла), а в начале 90-х хозяйственная машина с повадками спорткара для большинства потребителей тем более была какой-то дикостью.
Так или иначе, вместо пикапа решено было делать спортивную версию GMC Jimmy SUV - тот самый Тайфун.
Технически начинка была почти идентичной с Syclone. А по сравнению с классическим Jimmy, горячая версия имела заниженную на 7 см. подвеску и пластиковый обвес по нижней части.
Двигатель паспортно выдавал все те же 280 л/с (488 N•m), но есть сведения, что при неофициальных замерах Typhoon на динамометрических стендах показывал аж 300 л/с.
Но поскольку кузов SUV все-таки тяжелей пикаповского, с 0 до 60 миль в час GMC Typhoon разгонялся за 5.3 секунды, а четверть мили преодолевал за 14.1 секунд с максимальной скоростью 153 км/ч.
По стартовым показателям Тайфун мог соперничать с Ferrari 348ts, Chevrolet Corvette, Nissan 300ZX Turbo и т.п.
На стайерских дистанциях, правда, спорткары внедорожник обгоняли. И все равно было круто!
Было, да не все. Этот "летающий кирпич" сенсационно подрывал со старта, но в остальном как раз кирпичом и оставался. Рулился и тормозил он очень посредственно, ну то есть как обычный американский полноприводник тех лет.
Обратите внимание: ?Одно упражение для развития скорости удара. Рассказываю и показываю как дома "поставить" удар.
Обуздать бешеную стартовую динамику пустым рулем и неэффективными тормозами (сзади барабаны!) было сложно. Тут сразу как-то вспоминается, что у той же Феррари с рулежкой полный порядок.Но это полбеды! Вторая половина - экстерьер и интерьер.
Еще в момент первоначального вывод Typhoon на рынок, автожурналы раскритиковали устаревший дизайн, созданный еще в 80-х. Внешность была уж очень неброской, занижение и оригинальное пластиковое "оперение" облик особо не бодрили. С определенных ракурсов харизма проступала, но не сильно.
Внутри так и вообще все было откровенно скучным и серым. Да, автопром США в массе своей никогда не баловал салонными изысками, но здесь прям какой-то Москвич 2141....
... хорошо хоть кресла кожаные.
Опять-таки приходится вспомнить, что неординарная динамика заставляла Typhoon конкурировать с ооочень модными "ребятами".
Выходило, что на этой машине понтоваться-красоваться было сложно. Дак и с утилитарной точки зрения она была достаточно бесполезна. Внедорожник на зажатой подвеске - никакой. И, к примеру, прицеп официально буксировать было запрещено. Какому американцу понравится такой трак?
В результате, в 1992-93-м годах построили чуть меньше 5000 Typhoon, и производство было свернуто.
Тут уже никакой конспирологии нам не предлагается. Громко заявивший о себе автомобиль тихо покинул рынок. Видимо, причина банальна - недостаточный спрос.
Иногда приходится встречать фразу - легендарный GMC Typhoon. Но, при всем уважении, до этого статуса он не дотянул. Уж слишком быстро ушел со сцены, мало кому запомнившись. О нем и сейчас вспоминают лишь ценители, но особой коллекционной ценностью Тайфун, опять же, не стал.
Жаль, конечно, эксперимент был интересный, сейчас автопроизводители на подобное уже не решаются.
Спасибо за прочтение!
Также не забываем про мои офф-роудные магазины:
Для всех внедорожников - 4offroad.ru
Для УАЗ - Uazzz.ru
И еще момент: комментарии отслеживать получается не всегда оперативно. Если хотите что-то конкретное уточнить, лично мне что-то сообщить, то пишите напрямую в яндекс-мессенджер .
Больше интересных статей здесь: Спорт.
Источник статьи: Летающий кирпич. Внедорожник из 90-х, способный по скорости уделать спорткар.