Окружающую среду можно условно разделить на три типа по степени информационной сложности.
Первичная - та, в которую ещё не вторгся человек и ещё нет информации, связанной с его состояниями; одним из характерных примеров может быть жизнь на дне моря (соответствующая иллюстрация дана в гл. "Эволюция состояний и матрица психических состояний").
Сложная окружающая среда, когда человеком уже внесена некоторая информация в природу. Примерами такой среды могут, в частности, служить не только подвергавшиеся каким-либо преобразованиям природные ландшафты (например, парк, подобный
Павловскому под Санкт-Петербургом, разбитый на месте бывшего леса), но и типичные объекты городского пейзажа – рынок, многолюдная улица, производственное помещение. В отдельных случаях окружающая среда является не только сложной, но и "психически перенасыщенной", содержащей информацию об очень большом количестве разнообразных состояний. Примерами такой перенасыщенной окружающей среды могут быть большая ярмарка, митинг, наиболее крупные и посещаемые музеи (Эрмитаж, Лувр).
Сверхсложнаяокружающая среда. К этому классу относятся, в частности, различные "негативные" аномальные зоны – от "чёрных дыр" и других особых объектов во Вселенной до наиболее выраженных аномальных участков земной поверхности. Подобные аномалии соответствуют среде с крайне низким уровнем сознания. Такая среда разрушает физически и психически.
Однако, если осознание произошло, то среда, хотя и остаётся сверхсложной, перестаёт разрушать, так что к сверхсложной окружающей среде следует отнести и случаи, когда, напротив, очень велика степень осознания ситуации людьми, участвующими в какой-либо целенаправленной деятельности (коллектив единомышленников, активно развивающих сознание). Такая среда постепенно становится нормой (рис. 1).
Троичность деления по степени сложности можно усмотреть и в других случаях. Например, атом - молекула - сверхсложные белковые молекулы; клетка - группа клеток - многоклеточный организм; буква - слово - предложение; деталь - узел - устройство в целом.
Каждому типу сложности среды соответствует определённая ступень развития человека. В состоянии первичности человек ещё не может оказать какого-либо заметного влияния на среду. Сложная среда возникает в результате вторжения в природу по принципу: "сначала сделаем, а потом посмотрим, что получится". Человек при этом тоже "сложный" – он достаточно энерговооружён, развил технику, науку. Сверхсложная среда (рис. 4, г) соответствует такой жизненной ситуации, когда какие-либо миги не осознаются и происходит их накопление, вплоть до критического.
Целью теории состояний является рассмотрение в первую очередь психических состояний человека, поскольку именно его сознание оказывается способным охватить всё многообразие природной среды, создать модели мира (напомним, что мы определяем сознание, как модель мира, присущую субстанции).
В развитии сознания человека наряду с влиянием на него состояний живой и неживой природы, окружающей среды различных типов (от первичной до сверхсложной) важную роль играет среда общения. В современном мире она является многоуровневой, включающей в себя как влияния, оказываемые на личность её ближайшим окружением (члены семьи, коллеги по работе, друзья, соседи), так и информацию, поступающую от более крупных общностей. Их часто объединяют словом "социум", включая сюда профессиональные и национальные объединения, создаваемую современными средствами массовой коммуникации (телевидение, компьютерные сети, пресса, радио) информационную среду, а также тот "фон общения", который характерен для того или иного населённого пункта. Наконец, всякий человек находится в общем информационном поле человечества в целом (см. рис. 2).
Интегрирующую роль связующего звена между кратковременными психическими реакциями на изменения состояния окружающей среды и свойствами личности у человека играют его психические состояния, проявляющиеся в конкретных мигах.