Речевые нарушения

Речевые нарушения
Записаться к логопеду

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает человека во всякой деятельности.

При возникновении речевых нарушений как у детей, так и у взрослых очень важно своевременно обратиться к хорошему специалисту, который проведёт диагностику и выстроит систему занятий для коррекции речи. В Диагностическом центре «Абакан» приёмы взрослых пациентов и детей, а также занятия с ними проводит логопед Наталья Гурова. Мы попросили доктора ответить на несколько актуальных по теме восстановления и коррекции речи вопросов:

1. Когда логопед необходим взрослому человеку?

Взрослых пациентов к логопеду чаще всего приводят две группы обстоятельств. Первая - желание исправить дефекты речи в зрелом возрасте, когда человек осознаёт, что красивая речь важна для работы, карьерного роста, общения, налаживания личных контактов. Вторая - речевые нарушения после инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства.

При работе с каждой группой пациентов применяются различные методики, которые при регулярных занятиях и ответственном подходе пациентов, их родственников обязательно приносят результат.

2. При каких признаках нарушения речи у ребенка стоит обратиться к логопеду за консультацией? На что нужно обратить внимание родителям в первую очередь?

У детей речевая функция является ключевой для развития мышления и интеллекта в целом. Нарушение формирования речи неизбежно влечет за собой нарушение общения и социализации, возникновение поведенческих нарушений и школьную неуспеваемость.

Как правило, у детей с нарушениями речи резко запаздывает произнесение первых слов (2–3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5–6-летнем возрасте. Ребенок отличается крайне низкой речевой активностью, более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь. Происходит замена речи жестами.

Наиболее часто встречающиеся в практике логопеда - речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:

  • алалии – отсутствие или недоразвитие речи у ребенка (при нормальном слухе и интеллекте) в результате поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем довербальном периоде развития;
  • афазии – полная или частичная утрата сформированной речи в результате поражения корковых речевых зон и их связей;
  • дизартрии – нарушение произносительной стороны речи в результате поражения структур центральной или периферической нервной системы, осуществляющих иннервацию речевой мускулатуры;
  • также речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС: заикание, мутизм и сурдомутизм;
  • речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата: механические дислалии, ринолалалия;
  • задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

В ДЦ «Абакан» логопед проводит медико-логопедическое исследование речи ребенка при общем недоразвитии речи у детей в раннем возрасте 3-5 лет, а также 6 лет; обследование речи при дизартриях, афазиях и разрабатываем тактику, определяем методы восстановительного обучения. В работе используются различные техники: логопедическая гимнастика, дыхательная гимнастика, точечный массаж, вибрационный массаж и др.

Помните: речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития человека с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Речь - это визитная карточка человека.

Записаться на приём к логопеду можно на сайте www.дцабакан.рф в разделе "Запись на приём" (Вы оставляете заявку и номер телефона, регистраторы связываются с Вами и предлагают выбрать удобное время) или в регистратуре отделения врачебного приёма по телефонам 8 (3902) 242-008, 242-048. Вас ждут по адресу: г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 85.