В ходе освоения Северного морского пути, альтернативного южным маршрутам, российская Гидрографическая экспедиция совершила сенсационное открытие – были обнаружены новые, ранее неизвестные земли в Северной Ледовитом океане. Сегодня на карте архипелага Северная Земля уже не увидишь острова Императора Николая II и Цесаревича Алексея, а вот остров Старокадомского есть. Это единственный остров в Мире, названный в честь врача.
Леонид Михайлович Старокадомский происходил из небогатой семьи саратовского чиновника, но средств у его отца было достаточно для того, чтобы перебраться в Санкт-Петербург и поступить во 2-ую столичную гимназию на казенную вакансию. Еще в школьные годы проявилась тяга Старокадомского к естественным наукам, и после окончания гимназического образования он поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию. Выбор был не случайным и по другой причине: несколько лет службы в армии приближало его к получению заветного личного дворянства.
Операции одной рукой
В 1903 году назревала война с Японией, и молодых врачей стали направлять на флот в Кронштадт. Там незначительная неосторожность чуть не стоила молодому доктору жизни: анатомируя в морском госпитале, Старокадомский не обработал крохотную ранку, куда попала инфекция, вследствие чего развилась гангрена. Руку пришлось ампутировать по локоть. Для хирурга потеря руки стала трагедией, но уволиться из армии он не мог: накануне супруга подарила Старокадомскому сына, и он должен был содержать свою семью. Тогда он освоил некоторые манипуляции, позволившие оперировать одной рукой. Начальство передало ему крестьянское терапевтическое отделение.
Это был единственный на весь город стационар, куда поступало гражданское население. Вместе c горожанами туда определялись многочисленные паломники, стекавшихся со всей России к протоирею Иоанну Кронштадскому. 28-летний доктор насмотрелся на такие болезни, с которыми далеко не каждый военный медик встречался за всю карьеру: туберкулез, оспа, крупозная пневмония и множество других инфекций. Это побудило Старокадомского всерьез заняться биологией.
Страсть к Русскому Северу и морская экспедиция
Среди других наук интерес Старокадомского вызывала этнография. История о воинственных оленеводах русского севера, с которой он познакомился еще в детстве, будоражила его воображение. В 1908 году военные моряки вовсю обсуждали готовящуюся экспедицию на двух ледоколах, которую готовил капитан II-го ранга А.В. Колчак.
Заместитель морского министра И.Ф. Бострем обещал царю, что по Северному морскому пути при войне с Японией можно перебросить флот за рекордные 9-10 дней! Авантюра привлекала многих. В экспедицию просились самые инициативные, а у флотского руководства были свои взгляды: главный военный санитарный инспектор флота А.Ю. Зуев решил выбрать тех, с кем в принципе легко расстаться. Предложение поступило и Старокадомскому, который не поверил своему счастью.
Оставалось понравиться командирам – А.В. Колчаку и Ф.А. Матисену. Старокадомский долго им рассказывал о быте чукчей и цинге. Тогда витамины еще не были открыты, и причина болезни была неизвестна. Зато знали, что цинги не бывает при эмоциональном подъеме, двигательной активности и обилии свежей пищи. Рассчитывая на наличие свободного времени, доктор вызвался в экспедиции препарировать животных. А что вместо руки у молодого доктора протез Колчак и Матисен даже не заметили. Согласно легенде, Старокадомскому пришлось самому сознаться, а в доказательство своей пригодности он спустился по штормтрапу на руках. Старокадомский был принят в команду.
10 ноября 1909 года на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» экспедиция вышла из Кронштадта и отправилась во Владивосток, преодолевая Суэцкий канал, Индийский океан, Синграпур… Трижды – в 1910, 1911, 1913 годах – ледоколы выходили из Владивостока, но экспедицию ждало фиаско… Колчак и Матисен были отозваны назад.
Обратите внимание: Как одна история любви спасла миллионы жизней.
Руководство принял И.С. Сергеев. Тем временем, во Владивостоке Старокадомский организовал туберкулезную амбулаторию, где взялся изучать проказу у народов Севера.Наконец в 1913 году в виду болезни И.С. Сергеева начальником экспедиции был назначен капитан II ранга Б.А. Вилькицкий, который до гибели своего отца, возглавлявшего Гидрографическое управление и шефствовавшего над экспедицией, не мог занять эту должность. Молодой руководитель особенно проникся к Л.М. Старокадомскому, знавшему о северной природе не меньше опытных моряков-полярников. На морского врача возлагалась обязанность не только оберегать здоровье моряков во время трудного плавания в суровых водах Арктики, но и составлять коллекции береговых и морских растений и животных. Во время непродолжительных остановок на берегах он оказывал медицинскую помощь местному населению – чукчам и эскимосам. Аналогичные функции на ледоколе «Вайгач» выполнял коллега Л.М. Старокадомского – судовой врач Э.Е. Арнгольд.
Что касается открытия Северной Земли, то здесь сведения расходятся: то ли старший штурман Н.И. Евгенов первым завидел сушу, то ли Л.М. Старокадомский, который в ночь с 2 на 3 сентября нес ночную вахту. Тем не менее, 4 сентября команды «Вайгача» и «Таймыра» высадились на берегу острова и подняли на нем трехцветный флаг. Необитаемая земля была названа в честь наследника престола – цесаревича Алексея. Первым делом Л.М. Старокадомский вызвался собирать зоологическую коллекцию. Вслед за первым островом он увидел еще один, который получил название в честь первооткрывателя. В приказе начальника экспедиции капитана II ранга Б.А. Вилькицкого за № 25 от 22.08.1913 года говорится:
«При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти (после работ) на запад в поисках Великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал».
Увлекшись исследованием новых земель, Б.А. Вилькицкий чуть не упустил конец навигации. Путь на запад был закрыт – пошли на восток. Дошли до самого северного порта Аляски – Сент-Майкла – для заправки топливом. Когда экспедиция вошла в порт Владивостока, весь город уже знал все подробности открытия, включая имена офицерского состава, в том числе и судового врача Старокадомского.
В навигацию 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Владивостока с решительным намерением достичь основной цели экспедиции - пройти Северным морским путем. Это им удалось, но не за одну навигацию, а с зимовкой. В сентябре 1915 года Архангельск встречал полярных мореплавателей. Весь личный состав был награжден орденами, медалями и памятными знаками.
Революция и Гражданская война перечеркнули обработку научных результатов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Первичные материалы вместе с архивом Главного гидрографического управления были перевезены в Ярославль, где погибли во время пожара в 1918 году.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии!
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Как однорукий хирург стал первооткрывателем новых земель. История Л.М. Старокадомского.