То, что человек может смириться с чем угодно, не новость. Однако события последних 15-ти месяцев показали, что эта истина справедлива и в отношении человечества в целом. Сегодня мы находимся совершенной в иной реальности, чем та, что была в конце 2019 г., и уже начинаем к ней привыкать. Пандемия коронавируса, вне зависимости от своего происхождения, подвела черту под целой исторической эпохой. В новой эпохе будут новые ценности и новые правила — какие-то мы уже наблюдаем воочию, о чем-то пока даже не догадывается. Ясно одно — мир будет совершенно другим.
Самое интересное в этом процессе то, что тот миропорядок, который сегодня уходит в прошлое, во многом оказался красивой картинкой, не имевшей ничего общего с реальностью. За последний год мы убедились, что целый ряд «достижений» и «принципов», якобы положенных в основу западной цивилизации, оказались не просто преувеличением, а мифом.
Десятилетиями нам рассказывали о хвалёной американской медицине, о социальных гарантиях и взаимопомощи, о том, что Штаты лучше всех готовы к любому глобальному катаклизму. И вдруг — катастрофа. Не только в Штатах, на всём «большом Западе». Штабеля трупов, массовые локдауны — причем не разовые, а вторые, третьи, шестые. Затем вроде как свет в конце тоннеля, появления вакцин и уже новые проблемы: оказывается, западные вакцины имеют кучу побочек, да еще каких, вплоть до летальных исходов. Причем, даже за эти сырые препараты начинается внутренняя грызня, в основе которой нежелание Вашингтона обеспечивать поддержку союзникам.
С одной стороны, это логично. Мы все наблюдали, чем стала пандемия для Соединенных Штатов. Переполненные рефрижераторы, паника, полный коллапс медицинской системы, когда целые социальные слои оказались брошены на произвол судьбы — всё это было буквально несколько месяцев назад, и в Америке до ужаса боятся повторения. В Белом доме осознают, что повторение этих картинок может обернуться крахом.
С другой стороны, в таком случае не стоит играть в мирового жандарма. Данная роль — это, прежде всего, некая форма общественного договора, но не государства и граждан, а государств между собой. Если ты декларируешь моральное право подавлять национальные институты и движения, то, как минимум, взамен ты должен предоставлять безопасность и экономическое процветание. А если в критический момент ты самоустраняешься, чтобы потом вновь напомнить о себе, когда кризис будет преодолён — это уже не жандарм, это некий сорт оккупации, и Штаты лишний раз это продемонстрировали, «кинув» в беде своих союзников и отказав им в поставках вакцины.
Однако, самое жуткое — тот контраст, который наблюдается в сравнении Запада в лице Штатов и Евросоюза и условного Востока в лице России и КНР. Да, КНР — отдельный разговор. Эпидемию там удалось прекратить драконовскими мерами, и есть очень большие сомнения в реальности публикуемых данных. Но Россия как на ладони! Все данные открыты — и по числу заболевших, и по количеству умерших. Оказалось, что, несмотря на тяжелое наследие 90-х годов, базовые социальные механизмы всё еще прекрасно функционируют, а страна прекрасно готова к таким вызовам, как пандемия.
Сейчас, спустя 15 месяцев эпидемии, становится очевидно, что Россия пережила её с наименьшими потерями. В отличие от Штатов, Германии или Великобритании, мы обошлись и без тотальных локдаунов, и без избирательного лечения, где половину пациентов просто отправляют умирать в коридорах, и без грызни за чужие вакцины. В России не только создали свой собственный первоклассный препарат, но и выразили готовность предоставить его всем желающим по мере наращивания производственных мощностей.
Конечно, западные, прежде всего американские, СМИ всеми силами пытаются это замалчивать. Тем не менее, проблема приобретает настолько монструозные формы, что утаить её масштабы уже не удаётся. Остаётся одно — переключать внимание на проблемы уровнем меньше. И когда крупнейшие медиа устраивают пинг-понг вокруг AstraZeneca, которую то объявляют смертельной опасной, то вполне допустимый в нынешних обстоятельствах, всё это в конечном счете работает на то, чтобы увести дискуссию от глобальных вопросов, почему Запад оказался настолько неэффективным и какие реальные цифры умерших? Так, некоторые американские издания заявляют, что только в США от COVID-19 скончалось свыше полумиллиона человек, что превышает совокупные американские потери во Второй Мировой, Корейской и Вьетнамской войнах. А это уже не трагедия. Это — приговор всей доктрине американского доминирования.
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Как пандемия уничтожила доктрину американского лидерства.