Рим – музей медицинского искусства или неизвестные, но очень интересные музеи Рима.

Какие медицинские инструменты использовали врачи в древности? Чем лечили людей аптекари?

Исторический национальный музей медицинского искусства в Риме открыли в 1933 году.

Небольшого размера музей, всего в 2 этажа, почти не посещается туристами по той простой причине, что никто о нём не пишет, и его не предлагают посетить многочисленные турагентства и гиды.

Древние медицинские инструменты, какими лечили раньше людей в Риме. Музей в Риме.

Но и честно сказать, несмотря на то, что этот медицинский музей небольшой, для его посещения нужны крепкие нервы.

Музей занимает помещения на территории больницы Святого Духа – Santo Spirito in Sassia . Это недалеко от Ватикана и замка святого Ангела.

*Кстати, хочу сразу предупредить, что в Риме есть еще один музей с подобной тематикой – это музей Истории медицины. Но знайте, что это 2 совершенно разных музея, и располагаются они в разных местах! Не перепутайте!

Несмотря на то, что туристы посещают его редко – этот музей очень важен в мире медицины и науки.

Сама больница была основана очень давно. И в ней не только лечили людей. На территории этой больницы была богатая библиотека и анатомический театр.

Вход в музей Медицинского искусства в Риме.

Это часть старого Александрийского зала, который был построен в 1665–1676 гг. по приказу папы Александра VII из семейства Киджи. Герб еще одного папы Пия IX находится вверху на левой стороне. Мраморная доска датируется 1996 годом.

Внизу, где большой мраморный морг, по бокам есть изображения двух больших ангелов.

На другой стене висит ещё одна мемориальная доска в память о реставрации 1797 года.

Под арками и на земле есть несколько травертиновых гербов старой больницы Святого Духа, которые можно узнать по гербу с двойным крестом.

А за углом портика с правой стороны в стене виден памятник, который поставили здесь в 1902 году в память о погибшем молодом докторе Энрико Бионди, которого убил душевнобольной пациент.

Медицинский музей в Риме состоит из нескольких залов.

Различные инструменты для лечения людей в прошлые столетия в Риме. Музей в Риме.

Зал Александрины (Sala Alessandrina).

Он расположен перпендикулярно к Сикстинским комнатам больницы Святого Духа.

У этого зала есть ещё одно название – госпиталь. Дело в том, что в этом зале лечили раненых солдат во время войны.

Длина зала 33,11 м, ширина 10,78 м, высота 10,89 м. В этом зале можно было разместить 64 койки. В настоящее время его иногда используют, как конференц-зал.

На стенах находятся 19 анатомических таблиц начала 18 века. Их выполнил Антонио Серантони под научным руководством Паоло Масканьи. Масканьи был довольно известный анатом и писатель. Особенно хорошо он разбирался в лимфатической системе.

Девять таблиц - это кишечник.

Три таблицы - это слой.

Семь таблиц – это мышечная, стериозная, венозная, лимфатическая и костная системы.

Здесь также представлена гравюра, где изображена женщина с разрезанным животом. Автор этой гравюры неизвестен.

Е есть еще 3 деревянные панно, которые принадлежали талантливому хирургу Гульельмо Рива 17 века.

Можно увидеть стоящего человека также с рассечённым телом. За ним хорошо виден пейзаж, собака, фруктовое дерево с сидящим на нём зяблике. На изображенном у ног человека пергаменте есть надпись на латыни. “ Jo Girarid sculp ”.

*Я не буду очень уж подробно описывать здесь анатомические подробности, которые изображены на картинах, но когда вы посетите этот музей, там есть специальный сотрудник, который вам все расскажет подробно.

В этом зале можно увидеть мозг в открытом черепе человека. Внизу под ним есть надпись на латинском языке.

Другой человек изображен с открытым животом и оттуда видна печень. В руках он держит свиток, на нём тоже надпись на латинском.

А в самом конце зала с левой стороны стоит статуя из гипса на мраморном пьедестале. Это Эскулап – бог медицины.

На второй этаж римского медицинского музея ведёт очень красивая двойная лестница.

Вдоль лестницы стоят бюсты знаменитых и талантливых врачей разных эпох. Есть бюст Гиппократа - автор Ахилла Фаббри 19 века. Есть бюст Джузеппе Мария Лансизи.

С правой стороны лестницы у стены, стоит анатомическая столешница из мрамора с желобчатым по краям поддоном для сбора капель. На ней когда-то лежал труп Гоффредо Мамели. Ранее этот стол находился в морге для паломников.

На площадке лестницы стоит деревянный сундук 17 века. В нем хранились ранее различные лекарственные травы. Сундук украшен львиными головами.

По бокам двери в комнату Флайани, находятся два больших медальона с изображением Пия VI и кардинала Франческо Саверио де Селада.

Памятные таблички под медальонами посвящены трем основателям музея : Боргатти, Каппарони и Карбонелли. Здесь же можно увидеть бронзовую голову и первого президента Академии Пьетро Каппарони.

Зубные протезы в предыдущие века. Римский медицинский музей.

Зал Флайани (Flajani).

Это первый зал, в который вы попадете, когда поднимитесь наверх. В нём располагается самая древняя коллекция музея.

Здесь можно увидеть образцы врождённых деформаций, а также полученные при родах, у людей 18 века. Они хранятся как в высушенном виде (есть и восковые), так и в формалине.

Здесь также можно увидеть изменения скелета человека и его сосудов из-за заболеваний, которые в наше время, к счастью, встречаются крайне редко.

Например, поражение костей черепа из-за сифилиса.

Есть здесь и небольшие скелеты от врожденных дефектов. Например, с двумя головами.

На полках шкафа из красного дерева располагается коллекция из воска. Она была выполнена по заказу кардинала Франческо Саверио де Селада, государственного секретаря папы Пия VI.

Также в этом зале представлены акушерские исследования.

Представлена матка в натуральную величину в разные периоды беременности и показано состояние плода. В некоторых случаях - аномальное.

Всё это требовалось для обучения. Было выполнено 36 различных моделей на эту тему.

Анатомические туловища, общие модели человеческого тела, детали внутренних органов. Всё это было выполнено из воска с большой точностью. Хранятся эти модели в ящиках из орехового дерева.

В центре зала находится небольшой «храм» конца 18 века с инструментами в внутри. С его помощью измельчали кору хинного дерева, не давая ей рассыпаться. Автор проекта Джованни Баттиста Чиприани из Сиены.

Порошок хинного дерева произвел революцию в методе лечения малярии. Эта болезнь уносила в Риме каждый год сотни людей.

Также в центре комнаты находится деревянная модель сикстинских палат больницы Святого Духа 1935 года. Даже настенные росписи воспроизведены довольно точно.

На правой стене зала можно увидеть уникальную коллекцию камней, извлеченных из печени, почек и мочевого пузыря пациентов, которых оперировали в больнице Санто-Спирито в XIX веке.

Комната Каппарони (Sala Capparoni).

С левой стороны зала представлены экспонаты, рассказывающие о традициях этрусков, римлян и греков. Здесь можно узнать, как с античных времен лечили людей с помощью магии и религии. За исцеление всегда было принято благодарить. Как доказательство, смешения магии и медицины, здесь представлен рог мифического единорога в позолоченной бронзе, и в марокканском футляре 16 века. Есть и шар - безоар.

Единорог часто описывался как наполовину козёл и наполовину лошадь, с длинным рогом во лбу.

Единорог был очень свирепым, но становился кротким, если к нему подходила девушка девственница. По легенде охотники этим воспользовались и набросили на него сеть как раз в такой момент, а потом и отпилили рог.

Единорог здесь, конечно, вымышленное животное, а его рог – это рог очень редкого китообразного нарвала. Безоар - известковый клубок желчного происхождения, который образуется в пищеварительной системе жвачных животных. И рог единорога, и безоар - считались противоядием от всякого зла.

В холле можно увидеть интересную, небольшого размера «анатомическую беременную Венеру». Это слоновая кость 1600 года, немецкого производства. У скульптуры можно открыть грудь и живот, и посмотреть, как лежит внутри плод.

Рядом находится великолепная клизма 17 века, также из слоновой кости.

Надгробный памятник медика Адриано. На нём вырезаны 2 тома и пакет с хирургическими инструментами.

В этом зале представлены некоторые переносные аптечки 17-19 веков.

Самые древние из них были выполнены в литейном цехе герцога Фердинандо Иль ди Тоскана, и в литейном цехе Санта-Мария-Новелла.

Переносные аптечки использовали аптекари и врачи, если нужно было отправляться в дальний путь или срочно кого-то лечить. Ведь иногда больных невозможно было перевозить.

Богатые люди возили с собой такие аптечки в дальние путешествия. В аптечке были стеклянные бутылочки с лекарствами, а к ним прилагались и инструкции по их применению.

Нижнюю полку занимают запечатанные мешочки с различной землей. Эту землю привозили из разных мест, в том числе и с острова Мальта. Ведь этот остров был привилегированным местом.

По описаниям святого Павла укусила змея на этом острове, как только он на него высадился. Но его смогли спасти.

Очень интересный экспонат – это шприц Морисо́ (Mauriceau) .

Обратите внимание: Медицина как вид искусства..

Это такая резиновая трубка, которая присоединялась к латунному шприцу, для того, чтобы вводить святую воду в полость матки, чтобы крестить зародышей, если им грозила гибель во время родов. Изобретение принадлежит домашнему врачу-акушеру королевской семьи Морисо́.

На задней стене выставлены стеклянные и аптекарские банки. Наверху висят картины, написанные маслом, где изображены выдающиеся врачи. Среди них в центре можно увидеть портрет Джироламо Фабрицио д’Аквапенденте. Это был талантливый хирург и анатом 16 века. На картине он объясняет молодому человеку анатомию. Возможно, что это его сын Франческо.

Проходя по комнате, мы можем увидеть электротерапевтический аппарат 19-го века. Это предшественник электрошоковых машин.

В следующей витрине находятся предметы и инструменты, которые были подарены профессорами Орландо Солинасом и Джузеппе Овио. Последний был талантливым хирургом офтальмологом.

Медицинские инструменты древности. Римский музей Медицины.

Зал Карбонелли ( Sala Carbonelli ) с правой стороны.

В этом зале представлены хирургические инструменты для офтальмологии и акушерства.

А также имеется и коллекция микроскопов того времени.

На входе в зал стоит специальный стул Ланчизи из орехового дерева с лестницей для подъёма. Именно её использовал профессор Ланчизи, когда преподавал персоналу больницы Санто-Спирито, а также когда преподавал в Академии Lancisiana, или когда выступал на различных конференциях.

В одной из витрин в глубине зала находятся инструменты, которые использовали хирурги.

Свёрла для проведения операций на черепе, пилы для ампутации конечностей, если у человека была гангрена. Есть и пила наполеоновской армии.

Представлены здесь и специальные плоскогубцы, а также ножи для операций и кровопускания.

В следующей витрине хранятся различные инструменты для вагинального и анального исследования (зеркала).

На стене верхнего ряда имеется гравюра 17 века неизвестного художника. Изображена акушерка Венера. Здесь можно увидеть руку девочки, которая в 13 лет умерла от менингита в 1881 году.

Микроскопы, которые здесь представлены, разного размера и периода с 17 по 19 века. Они переносят нас в другие эпохи. В соседнем шкафу представлены очки 16-17 веков.

На стене - 2 изображения. На одном из них изображён костюм врача неизвестного автора, а на другом гравюра, где молодая девушка страдает от болезни. Автор Франческо Бартолоцци, он взял сюжет с картины Пьетро Лонги «Аптекарь 1752 года».

В следующих витринах выставлены бывшие в употреблении хирургические инструменты, а также копии находок при археологических раскопках в гипсе и железе.

Далее выставлены стеклянные и аптекарские банки. Среди них можно увидеть древние римские мази. Размеры банок от 5 до 12 сантиметров и датируются они 1-4 в. н. э.

Другие стеклянные предметы 17-18 веков. Это бутылки и кувшины из особого медицинского стекла. Маленькие стаканы для утоления жажды больных, чашки для кровопускания, писсуары и даже попугаи. Есть и ​​ детская бутылочка французского производства .

На нижней полке находится лейденская бутылка, прототип электрического конденсатора, спроектированного в Лейдене (Германия). Её использовали для проведения простых экспериментов с электричеством.

В трапециевидном шкафу в центре находится коллекция акушерских инструментов из родильного отделения больницы Сан-Джованни-дель-Латерано ( San Giovanni in Laterano ), подаренная папой Пием IX. Это щипцы, крючки, клизмы и пр.

В центре зала, с правой стороны, стоит деревянный пресс для аптеки 17 века, из больницы Сан-Джованни в Турине.

На стене рядом с окном, есть небольшое изображение "чумного" доктора в типичной одежде.

Такую одежду носили врачи во время эпидемии чумы. Это была длинная клеенчатая накидка, перчатки, защитные очки и маска с длинным клювом. Внутри клюва помещались пахучие вещества, предназначенные для очистки в воздухе ядовитых паров.

У доктора была длинная палка, которой он касался пациента, оставаясь на безопасном расстоянии.

Далее следуют родильное кресло и кровать.

Были отреставрированы 2 важных зала в оригинальном виде и с соблюдением масштаба. Это старая аптека и алхимическая лаборатория.

Внутренние помещения музея Медицины в Риме.

Древняя аптека в Риме.

Здесь представлено изображение хирурга-цирюльника 17 века, которое поддерживает железная рука. Это портрет бородатого пожилого мужчины в оливково-зеленой тунике и красном плаще.

Ещё одно изображение врача, который проверяет мочу у стоящего перед ним пациента.

На картине 17 века, написанной маслом, изображена сцена: чумные фигуры больных на переднем плане и с персонажами, наблюдающими за явлением Мадонны, на заднем плане.

2 прибора для анестезии начала 19 века, производства Drager di Lubecca.

Шкаф из орехового дерева с девятью дверцами, увенчанный щитом с гербом крестоносцев Савойи и королевской короной. Шкаф содержит хирургические принадлежности, которые подарил король Витторио Эмануэле II в 1860 году.

В центре комнаты в витринах, хранятся гербарии восемнадцатого века, медали, дипломы фармацевта и врача. В гербариях собрано около 600 лекарственных растений. Сушеные и прессованные растения были специально обработаны, чтобы храниться долгие годы.

Все эти растения прикреплены к листам и каждое из них сопровождается описанием.

Эти гербарии говорят о том, что лекарственные травы играли очень важную роль при лечении многих заболеваний.

Старая аптека 17 века воспроизведена достаточно точно. Терракотовые полы и кессонский потолок.

У входной двери стоит большая скамейка из массива дерева. На прилавке фармацевта стоят весы, с помощью которых фармацевт взвешивал порошки.

Очень важно было соблюдать точную дозировку, чтобы лекарства были эффективны. Иногда вместо весов использовали ложки. В аптеках был целый набор приспособлений для приготовления и хранения лекарств. Это были ступки для превращения веществ в порошок; ложки и шпатели для измерения, перемешивания, замешивания и введения лечебных средств; стеклянные или металлические воронки для слива жидкостей; стеклянные и глиняные емкости для хранения лекарств и весы для взвешивания лекарств.

Аптекарь стоял за прилавком, а доктор и знатные люди стояли вокруг.

Действительно, врачи древности часто принимали своих пациентов в аптеке - обычай, сохранившийся в некоторых регионах Италии почти до наших дней.

На древних итальянских изображениях, врача часто показывали в аптеке в тот момент, когда он выписывал рецепты.

Начиная с конституции Фридриха II в 13 веке, аптекари перестают зависеть от врачей. Большим подспорьем для развития аптекарей стало издание фармакопей, то есть справочников, где были описаны самые распространённые болезни, и даны рецепты лекарств, для их лечения.

На полках вдоль стен стоят аптечные банки с лекарствами.

Древняя больница в Риме, макет. Музей Медицины в Риме.

Алхимическая лаборатория.

Здесь присутствует атмосфера волшебства и суеверий. С потолка свисает чучело крокодила, которое часто использовалось в древних лечебных целях. Кажется, что здесь промелькнула и тень Фауста.

Здесь чего только нет, но самое интересное – это слепок знаменитой герметичной двери. Оригинал её находится на площади Витторио Эммануэле. Есть версия, что загадочные и каббалистические знаки, выгравированные на двери, представляют собой формулу философского камня, который позволял превращать неблагородные металлы в золото.

Рядом с ним находится большой каменный сосуд 17 века с крышкой и защелкой. Здесь готовили специальное лекарство от любой болезни. Легенда гласит, что первое лекарство такого рода было изобретено Митридатом, царем Понта.

Внутри камина находится типичная алхимическая печь ( athanor ). Рядом находятся различные приспособления и предметы для разжигания печи.

Химики использовали много стеклянных инструментов. Колбы использовались для сбора жидкостей или их нагрева, когда хотелось избежать чрезмерного испарения. У колб шаровидное тело с плоским дном, и длинной шейкой для манипуляций. Чаши - это самый древний предмет, используемый в аптеках.

Чтобы не уронить их, так как у них выпуклое, но не плоское дно, их можно было накрыть соломой и в этом случае они назывались колбой. Их могли поддерживать железными опорами.

Древняя медицинская библиотека в Риме.

Возле входной двери четыре портрета врачей 18 века. Среди них портреты Джозефа Фладжани и его сына Гаэтано. Вдоль стен - подлинные стеллажи из орехового дерева 17 века.

История медицины насчитывает более 10.000 публикаций. Есть много ценных изданий 17-18 веков.

Есть и книги с рецептами, рукописи с конца 18 до 20 вв. Много бумаг, ученых степеней, дипломов, гравюр, анатомических таблиц, объявлений и инструкций.

Здесь я перечислила не все музейные экспонаты, которые вы увидите, но надеюсь, что смогла вас заинтересовать и вы посетите этот музей, когда приедете в Рим.

В любом случае, если вы не просто решите посетить этот музей, а захотите послушать и его историю, узнать другие интересные подробности об экспонатах, то пишите. Это можно организовать!

А также пишите, что Вы думаете по поводу такого музея?

Адрес музея: Lungotevere in Sassia, 3, 00186 Roma RM.

Цена входа 5 евро.

Автор статьи Людмила - гид из Рима.

Связаться со мной Вы можете разными способами:

https://rometour.jimdofree.com/

Телефон: (+39) 347-814-17-94 Whatsapp/Viber/Telegram

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Skype: liudmila 560

Предлагаю быть друзьями, добавляйтесь!

Facebook

Instagram

Youtube сайт С Милой по Риму

В контакте

Twitter

Пинтерест

ЧИТАЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Блошиные рынки в Риме

Развод по-итальянски

Великие женщины в древнем Риме

Культура и жизнь итальянцев

Секретные магазины Ватикана

ПАНТЕОН – АНТИЧНОЕ ЧУДО В РИМЕ!

8 фактов из жизни Орнеллы Мути

Человек выжил в экстремальной ситуации

Легенды Рима - история трех чашечек.

Я жду вас среди моих подписчиков!

До встречи в Риме!

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Рим – музей медицинского искусства или неизвестные, но очень интересные музеи Рима. .