Обычное дежурство в приёмнике. Ничего сверхъестественного. В изоляторе мирно спят "лица БОМЖ". В смотровых, покачиваясь, сидят на кушетках несколько несчастных с разбитыми носами и огромными гематомами под глазами. Кто-то, с забинтованной головой, уже зашитый нейрохирургом, пытается одеться, затем получить справку и отправиться восвояси.
Постукивая по собственному колену молоточком, на посту сидит грустная невролог. Минут двадцать назад нам позвонили из бюро госпитализации и сказали что везут ОНМК.* А, в отличие от врачей других специальностей, они, невропатологи, дежурили по одному.
Газель скорой помощи развернулась дверями к пандусу. Носилки на бригадах неповоротливые, громоздкие, так что вывожу на улицу каталку и помогаю фельдшерам переложить пациентку.
- Женщина, 79 лет, неизвестно сколько суток пролежала на полу в квартире. Родственники не дозвонились, приехали...
Фельдшер коротко докладывает.
- Венозный доступ не смогли обеспечить, пытались, конечно!
Немудрено. Бабушка чёрт знает сколько времени пролежала в квартире на полу, лишённая питья.
- Ну, попробуем.
Катетеризацию периферических вен нам, в приёмнике, приходилось делать довольно редко. Естественно и у нас ничего не получилось. Вызвали реанимацию для постановки "подклюка".**
Через пару минут в отделении появились ОНИ. Анестезиолог с медсестрой-анестезисткой. Широкий в плечах, идущий "в развалочку" врач. На шее толстенная золотая цепь. За ним семенит помощница с ящиком. У доктора какая-то недобрая ухмылка на лице.
- Ну, и что тут у нас?
- Вот, только что привезли женщину, 79 лет, подозрение на ОНМК. КТ сейчас сделаем. Только венозного доступа нет. Скорая пыталась, мы тоже попробовали. Походу надо центральный делать.
Анестезиолог развернулся к своей медсестре.
- Ха! Ты слышала?
- Да, Евгений Александрович!
Вижу восторженный взгляд анестезистки. Буквально смотрит в рот этому самоуверенному хаму. Совсем недавно работает, скорее всего, раньше её не видел.
- Светочка, давай покажем мастер-класс этим рукожопым с приёмника?
- Конечно!
Медсестра открыла укладку и начала доставать спиртовые салфетки и кубитальные катетеры.
Врач повернулся ко мне, и сделав жест "Эй мальчик!", как, порой невежливо, обращаются к официантам в ресторане, сказал:
- Так, зови своих клуш с поста, сейчас покажем как надо!
Я немного офонарел, но всё же пошёл на пост. Там сидели две медсестры и принимали самообращения.
Откашлялся.
- Уважаемые клуши, нас просят пройти в смотровую и посмотреть как работает наше РАО!
Коллеги обернулись на меня с круглыми глазами, в которых читалось: "Слава, ты что, ох*ел? Совсем уже с катушек съехал?!". Но сразу, по моей интонации, всё поняли.
После где-то четырёх-пяти попыток, нашим достопочтенным гостям из реанимации тоже не удалось поставить периферию. Доктор хмыкнул.
- Вызывайте операционных, будем ставить центральную.
Гонору немного поубавилось. ЦВК был установлен, пациентку скатали на "бублик"***. На снимках - хороший такой ишемический инсульт. Решили госпитализировать в РАО.
- И да, вымойте её так, чтобы блестела (пациентка, лёжа на полу, естественно, ходила под себя...)! Только увижу что плохо обработали -будете нам всю реанимацию отмывать! Ясно?!
Всё той же нарочито "крутой" походочкой, врач покинул приёмник. За ним всё так же подобострастно семенила анестезистка.
Естественно так мы это оставить не могли. На утренней линейке рассказали заведующей о произошедшем. Она, всегда стоявшая за нас, несчастных медсестёр и братьев, горой - толи училась вместе с заведующим РАО, толи просто была с ним в очень хороших отношениях. В следующий раз этот врач-хамло был в приёмнике тише воды и ниже травы, говорил тихо и не смотрел в глаза. Видимо ему очень доходчиво объяснили основные правила медицинской этики и деонтологии.
****
Вообще, по этим самым правилам, нельзя ругать, отчитывать, читать морали своим подчинённым или коллегам при пациентах. Хорошие врачи это знают как дважды два. Медсестра как-то грубо поговорила с пациентом, возник конфликт - добро пожаловать на ковёр к старшей сестре или заведующему. За закрытыми дверями тебе объяснят где ты был не прав, или прав, но успокойся. Никто никакому губернатору завонить не будет, ты что? Никто не выгонит по звонку какого-то придурка. Ну или на линейке (пятиминутке, которая порой, во время разноса вся и всех, растягивалась до тридцатиминутки). Но чаще первое.
А бывает по-другому. Мне рассказывали как один из врачей, на обходе, заставлял пациентов спускать штаны и считал количество следов от внутримышечных инъекций у пациента на ягодицах. Настолько не доверял медсёстрам.
****
К счастью, мне такие не попадались. Может быть мне везло, но, скорее всего, врачей, относящихся к медсёстрам свысока, как к низшей касте - на много порядков меньше. Как правило мне встречались доктора, за шесть лет обучения в медунивере прошедшие путь от санитара где-нибудь в приёмнике или тяжёлом отделении, вроде неврологии, потом работавшие медсёстрами и медбратьями, кто-то потом и фельдшером на скорой. Они знают что это такое - хлеб младшего или среднего персонала. Поэтому:
- Девочки и эм... мальчики, будьте добры, сейчас поступит в 52-ю мужчина, сразу ему кислород, системку с магнезией, ок? Лист назначений я оставил на посту.
- Будет сделано!
*****
Как-то раз, когда я работал младшим медбратом по уходу за больными, к нам на санитарскую практику пришли студенты тогда ещё медицинской академии. Уселись в холле и уткнулись в телефоны. Надо было отвезти на рентген одну, весьма "в теле" бабушку. Подхожу к ним.
- Коллеги, помощь нужна. Бабушку переложить и отвезти на обследование.
Нехотя подняли глаза, осмотрели меня с ног до головы. Один из студиозусов встал в полный рост, и, засунув руки в карманы, наклонился ко мне.
- Вообще-то, мы врачи.
Делать нечего, пошёл в ординаторскую. Санитарки были заняты своими делами, а в-одиночку переложить пациентку и, тем более, довезти её хотя бы до лифта было решительно невозможно.
- Вадим Евгеньевич, тут такое дело...
- Ч-ч-то?
Доктор порой довольно сильно заикался.
Выслушав меня, он отправился в холл, подошёл к студентам, и без единой запинки, громким, властным голосом, произнёс:
- Так, и кто тут у нас "врачи"?
- Мы.
- Да ну.
Доктор, сквозь зубы, с каким-то шипением, чётко, выговаривая каждое слово, осматривая испугавшихся студентов злым взглядом, сказал:
- Так. Врачи. У нас. В ординаторской сидят! А вы. Быстро. Подняли задницы. И. Помогли!
Думаю что такой урок они запомнили.
* ОНМК - Острое Нарушение Мозгового Кровообращения. Если проще - инсульт.
** "Подклюк" - специальный венозный катетер, установленный в центральную, крупную вену. В данном случае - подключичную.
*** "Бубликом" иногда называют компьютерный томограф. Ну, похож, что поделать.
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: О Врачах. .