Словом можно воскресить, словом можно уничтожить: Трагедия, рожденная неосторожной фразой

#записки_практикующего_психолога

В кабинете психолога женщина снова и снова задает одни и те же вопросы: «Почему это случилось? Кто виноват?». Ей невыносимо принять простую, но горькую истину — на некоторые вопросы в жизни просто нет ответов.

Улыбка на фотографиях

Ее руки дрожат, когда она перебирает снимки. На них — ее дочь: прекрасная девушка со светлыми волосами и лучистыми голубыми глазами. На каждом фото она сияет от счастья рядом с молодым человеком, который недавно стал ее мужем. Мама показывает на телефоне картины, написанные талантливой дочерью — будущим художником. «Я не могу говорить о ней в прошедшем времени…», — шепчет она, и в этих словах — вся бездна ее горя.

Роковые слова

«Да… Беременность замершая. К сожалению, придется прервать», — констатировала врач-диагност, изучая изображение на мониторе. — «Срок всего 5 недель, поэтому все пройдет быстро, не почувствуете. Запишитесь на понедельник к своему врачу. И не переживайте, плод еще не успеет разложиться».

Эта последняя, брошенная как бы между прочим фраза, стала роковой. Вечером семья собралась вместе, чтобы поддержать девушку. Все плакали, обнимали ее, пытались утешить. Но она, рыдая, твердила одну и ту же мысль: «Он внутри меня разлагается! Я не смогу жить с этим еще два дня». Ей казалось, что от нее исходит ужасный запах, она чувствовала себя оскверненной. Никакие уговоры не помогали.

Непоправимое решение

Решили отвезти ее в больницу утром. Но утром ехать было уже некому. Ночью, не в силах вынести мучительные образы, нарисованные ее же собственным воображением под действием услышанного, девушка приняла смертельное решение. Подруга, желая помочь, принесла таблетки для медикаментозного прерывания беременности. Девушка выпила всю пачку разом и приняла горячую ванну. Утром она не проснулась — причиной стала массированная кровопотеря. «Если бы я знала… Мы думали, она спит после истерики», — рассказывает мама. Тишину в доме нарушила лишь кошка, выбежавшая из комнаты и оставившая на ковре кровавые следы.

Обратите внимание: Можно заработать инсульт, даже выкуривая по сигарете раз в пару дней.

Цена неосторожного слова

Сложно даже представить, какие чудовищные картины разыграло творческое воображение молодой художницы после слов врача. Наверное, они были невыносимы, раз она предпочла избавиться от них любой ценой. И если разбираться формально — виноватых нет. Врач выполняла свою работу, констатируя факты. Подруга хотела помочь. Но совокупность этих «помощей» привела к трагедии.

Сталкиваясь в практике с подобными случаями ятрогении (когда ухудшение состояния пациента вызвано неосторожными словами или действиями медработника), я часто думаю: если бы в медицинских вузах с первого дня внушали будущим врачам колоссальную ответственность их речи! Помню, у нас на курсе первая лекция начиналась с цитаты: «Словом можно излечить, можно ранить, а можно и убить». Возможно, если бы такой подход был повсеместным, у психологов было бы меньше клиентов с тяжелыми психосоматическими расстройствами и паническими атаками, возникшими после визитов в поликлиники. А некоторые люди, как 20-летняя художница или великий артист Евгений Евстигнеев (чьи истории часто связывают с ятрогенными факторами), могли бы остаться в живых. Люди с ярким воображением особенно уязвимы — они могут погрузиться в пучину своих трагических фантазий и не найти обратной дороги.

Индивидуальный подход — не роскошь

Пока мы будем относиться к понятию «индивидуальный подход» в медицине, да и в любой социальной сфере, как к чему-то необязательному, подобные истории будут повторяться. Одно необдуманное слово, сказанное «вслух», как мысль, может ранить глубже, чем физический удар. Особенно если оно произнесено специалистом, которому мы с детства привыкли безоговорочно доверять.

*

P.S. Это не обвинение в адрес врачей — я сама из медицинской династии и глубоко уважаю эту профессию. Это размышления о том, как изменить ситуацию. Недавно я сама стала свидетелем подобного «рассуждения вслух». Врач, изучая мои симптомы, вслух перебирала возможные, в том числе и очень серьезные, диагнозы. К счастью, моя стрессоустойчивость и профессиональное понимание процессов позволили мне сохранить спокойствие. Я даже спросила молодого специалиста: «Вы задумываетесь, как психологически воспринимает такие рассуждения ваш пациент?»

Врач искренне удивилась, слегка поморщилась (будто подумав: «Эти психологи со своими тонкостями!») и дала исчерпывающий ответ, объясняющий корень проблемы: «Ну, если я буду ко всем индивидуально относиться, останусь без зарплаты. Мое дело — лечить, ваше — психологией заниматься».

Как говорится, без комментариев.

А вам доводилось сталкиваться с ситуациями, где неосторожное слово причиняло боль или имело серьезные последствия? Поделитесь вашими историями на моем ТМ-сайте «Записки практикующего психолога».

Психолог Ирина Кураж

#психологиринакураж #ятрогения #психология жизни #медицина и здоровье #реальные истории из жизни #отношения между людьми #общество и люди

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Словом можно воскресить, словом можно уничтожить.