Классификация причин травм и заболеваний:
- организационно-технические
- педагогические
- медико-санитарные.
Организационно-технические причины:
- недостаточное техническое составляющее танцевальной площадки (неровность пола, трещины, выступающие покрытия сцены); отсутствие наклона планшета сцены на 4-7’; неправильное канифонивание пола; загроможденность закулисной части декорациями, предметами реквизита; плохое освещение
- недостаточное количество реквизита и оборудования(например, обувь не соответсвует размеру, форме стопы, имеет жёсткую прокладку-это приводит к болям, боль приводит к нарушению координации движений, нарушение координации - к травмам; костюм не должен быть тяжелым, потому что тяжёлый костюм приводит к быстрому утомлению, снижению внимания); громоздкие декорации мешают свободе движения
- перегрузка зала большим количеством занимающихся
- недостаточное обеспечение спектаклей дублерами
- частая смена партнеров приводит к несогласованности движений
- неравномерное распределение нагрузки в балетной труппе
- влияние стажа работы. Первый пик травматизма приходится на 1год работы в театре, второй-на ~7й год работы. Именно в этот период выдвигают на солиста
- неравномерное распределение спектаклей в течении месяца по тяжести и по времени.
Педагогические причины связаны с методикой преподавания танца и проведением репетиций.
Обратите внимание: Причины, по которым стоит начать тренироваться.
Педагоги не учитывают анатомические аспекты, учат лишь то, что надо для искусства. А грамотный педагог должен знать возможности, способности и темперамент ребенка.Итак, педагогические причины:
- недостаточный контроль со стороны педагога и репетитора за правильным исполнением поз и движений во время репетиций и экзерсиса
- частая смена педагога, репетитора
- несоответствие нагрузки физическому развитию молодого танцора
- чрезмерная длительность репетиций. Связаны с выполнением одних и тех же движений, сопровождаются утомлением от нервных центров до физического утомления, следовательно, снижается внимание, работоспособность, а это в свою очередь приводит к травме. Стоит не забывать, что цель тренировки-закрепление динамичного стереотипа. Короткие тренировки, менее 1,5!часов, более эффективны, чем длинная монотонная работа.
- отсутствие контроля педагога за проведением разминки перед началом спектакля
- нарушение трудовой дисциплины(опоздания на урок, репетиции->отсутствие разогрева, разминки->торопливость->расстройство нервной системы->непосещение класса
- отсутствие или недостаточность контакта педагога и врача
- отсутствие грамотности ведения класса и репетиций.
Медико-санитарные причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата:
- отсутствие или недостаточность врачебного контроля за состоянием здоровья (отсутствие диспансеров со специалистами балетной медицины -травматологов, массажистов)
- преждевременный допуск к занятиям после травмы, болезни, родов
- необеспеченность мест выступления медперсоналом (за кулисами)
- недостаточная просветительная работа, а иногда и ее полное отсутствие, среди артистов балета и педагогов; мало пропагандируются знания по анатомии, диетологии, гигиены, режимному труду
- отсутствие охранных норм
- отсутствие осмотра врачами танцевальной площадки перед спектаклем
- отсутствие контакта врача с педагогом, репетитором
Больше интересных статей здесь: Спорт.
Источник статьи: Причины и профилактика травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.