Мотивацию проще всего описать, как ответы "потому что" на вопросы "почему". Разбираем, почему же люди занимаются спортом!
Люди занимаются спортом потому, что это занятия спортом удовлетворяют ряд потребностей. Если эти потребности перестанут удовлетворяться при занятиях спортом, люди бросают спорт.
1. Потребность в веселье и удовольствии
Данная причина занятий спортом характерна практически для всех: от детей, которые ходят поиграть в мяч, до супер-элиты, которые получают удовольствие от самого тренировочного и соревновательного процесса. Может, конечно, возникнуть вопрос, как жесткие интервальные тренировки или боль от ударов в спарринге могут доставлять удовольствие. Дискомфорт и боль, действительно, связаны и с состязаниями, и с тяжелыми тренировками. Но неприятные ощущения быстро проходят и забываются, а вот выброс эндорфинов после качественной тренировки, приятная усталость в мышцах, осознание того, что ты становишься сильнее и сильнее приносят массу положительных эмоций.
Если спорт перестает приносит удовольствие и радость, то даже большие зарплаты и престиж профессии не останавливают уход из спорта. К сожалению, часто можно видеть, как из российского спорта эта составляющая систематически изгоняется. Спортсмены выходят на соревнования не для того, чтобы проверить себя и подойти к границе своих возможностей, почувствовать радость движения, испытать замечательное ощущение восторга от того, что организм может быть таким могучим и выносливым, а чтобы добывать медали, места, очки. И уж совсем горько видеть взрослого тренера, который орёт на своих юных подопечных. Какие бы ошибки не делали маленькие спортсмены, тренировки не должны у них ассоциироваться со страхом наказания и негативом!
Для поддержания мотивации тренер должен стремиться делать занятия интересными (особенно для детей), создавать положительную эмоциональную атмосферу, стремиться морально поддерживать спортсмена (даже если это состоявшийся мастер спорта). Фокус на негативе и ошибках создаёт ненужную напряженность и снижает как мотивацию спортсмена, так и его уверенность в себе. В то время как заслуженная похвала пусть даже и за небольшой успех на тренировки и соревнованиях - окрыляет!
Я до сих пор помню, как на занятиях в секции шпаги 30 лет назад меня, маленького мальчика, похвалил тренер за то, что я старательно делал упражнение для кисти. Тренер играет большую роль в жизни спортсмена. И может как помочь сформировать стойкую мотивацию для занятий спортом, так и отбить всякое желание ходить на тренировки.
2. Потребность в признании и принадлежности
Люди существа социальные. Поэтому стремление ассоциироваться с определенной группой или сообществом является важной движущей силой. Первое попадание в сборную команду страны или вступление в члены известного спортивного клуба (пусть даже и запасным игроком) наполняет спортсменов гордостью и чувством собственной значимости. Многие люди преодолев Ironman, набивают татуировку, чтобы подчеркнуть, что они теперь часть этого сообщества триатлетов!
Те тренеры, которые осведомлены о такой потребности у спортсменов, специально продумывают разные командные ритуалы, реализуют мероприятия, улучшающие командный дух, а также способствуют тому, чтобы спортсмены чувствовали себя не одиночками, а частью большой общности. Кроме того, полезно опытных спортсменов назначать своеобразными кураторами молодых спортсменов. В зарубежных клубах я встретил такую интересную форму - как sociality, когда для всех членов клуба как старых, юных, элитных спортсменов организуются разные совместные мероприятия - ужины, неформальные собрания, экскурсии и т.п. Без сомнения, это способствуют росту мотивации.
3. Потребности в автономии
Людям нравится чувствовать, что они управляют своей жизнью, а не являются безвольными марионетками. Особенно значима роль спорта в этом аспекте для подростков, которые получают возможность выехать на соревнования или сборы, попробовать что-то в своей жизни без опеки родителей. Принятие разнообразных решений во время соревнований, организация самостоятельных тренировок, анализ своих действий.
Гиперопека тренера приводит к появлению в спорте инфантильных личностей, не способных на взять на себя ответственность. Порой приходится наблюдать, как элитный российский спортсмен без помощи тренера не может решить простейших вопросов, вроде поиска инвентаря для занятия в зале, и стоит в пассивном ожидании, пока ему решат эту микро-проблему.
Для того, чтобы решать вопросы мотивации в этом направлении тренер должен рационально обосновывать свои решения для спортсмена, а не просто доводить до его сведения, что он обязан сделать. Кроме того, важно поддерживать в спортсмене чувство ответственности за свою судьбу, чтобы он не чувствовал себя пешкой. В тех случаях, когда это уместно, важно давать спортсмену выбор. Наконец, вовлечение спортсмена в процесс разработки стратегии и тактики, оценки и анализа прошедших соревнований или тренировочного микроцикла также работают на эту задачу.
4. Потребность чувствовать себя компетентным и успешным
И, конечно же, для любого человека важно видеть успех в том деле, которым он занимается. Понимание того, что ты добился высокого уровня мастерства в своём виде спорта, просто окрыляет! Моральные силы спортсмена подрываются чередой неудач. И хотя это часть спортивной жизни (и через такие периоды проходит практический каждый спортсмен), тренеру нужны существенные усилия, чтобы помочь спортсмену вернуть мотивацию и уверенность в себе (напишите, пожалуйста, если рассмотрение этих вопросов для тебя, уважаемый читатель, представляет интерес!)
Важным подспорьем в этом вопросе будет использование инструмента целей и задач. В этом случае большая цель сезона разбивается на множество небольших задач, достижение которых в процессе тренировок и контрольных соревнований, помогает спортсмену поддерживать в себе огонь мотивации.
Это уже вторая публикация на тему мотивации в спорте (статья про "Мифы о мотивации в спорте" может быть найдена здесь). Ставьте, пожалуйста, палец вверх, делитесь статьей в социальных сетях, и данная тема получит развитие в дальнейших публикациях!