Записки на полях: сколько нужно тренироваться, занимаясь традиционным ушу?

На фото мастер Лю Цзинчжу в возрасте 43 лет тренирует багуа чжан в 1979 г.

Рад всех приветствовать!

Как обычно в рубрике "Записки на полях" иногда позволяю себе порассуждать вслух на интересующие людей вопросы. Недавно обещал немного раскрыть эту тему. Предыстория, в одном из моих постов-перевод в комментариях один из участников группы "БАГУА МЭНЬ" в ответ на приведённые примеры постоянного режима тренировок старых мастеров, высказал такое мнение:

Дескать тренироваться постоянно не нужно, то физкультура, а настоящее-сокровенное оно если есть, то уже можно обойтись без постоянного тренинга.

Категорически не согласиться с этим - мало, нужно раскрыть тему, опираясь на реальные примеры тренировок, режима практики мастеров старой школы ("old school").

Ли Цзылинь (李梓麟)

Итак начнём непосредственно с той статьи о которой шла речь о старом 86-летнем мастере богомола Ли Цзылине. Итак в интервью о мастере Ли было сказано:

Мастер Ли в интервью рассказал, что он встает примерно в 4:30 каждое утро, завтракает двумя сладкими лепёшками и одниv яйцом, он поднимается на гору букового леса с мечом цзянь (剑) на спине. Ли Цзылинь говорит: «Я слишком много знаю стилей кулачного искусства, поэтому невозможно заниматься им только один раз в день, обычно это три или четыре подхода в день». Ли лаоши сказал, что: "В боевых искусствах есть такая фраза: саньтянь бу лянь шоушэн (三天不练手生) или «за три дня без практики полностью отвыкаешь», поэтому я практикую каждый день.

Итак мастер Ли Цзылинь описывает что он тренируется обычно 3-4 раза в день, причём первая тренировка начинается с восходом солнца или даже ещё до этого ("самое лучшее время для практики"). Таким образом мы видим, что весь распорядок дня был подчинён главному - практике боевого искусства, причём всю жизнь и даже в почтенном возрасте.

Чжугэ Цзябао и Чжан Цюаньлян.

Обратимся ещё к одному мастеру Чжугэ Цзябао (诸葛家葆), ученику знаменитого мастера #багуачжан Лян ши Го Гуминя (郭古民).

О своём обучении в интервью Чжан Цюаньляну он сообщает следующее:

Больше всего мы тренировались на южной части площади Тяньаньмэнь. Так как днем я уходил на учебу, то тренировался я утром и вечером. Утром разминка 2 часа, вечером тренировка 2 часа. В выходные дни уходил на тренировку на целый день.

Мы видим, что в обычные дни времени на тренировку уходило 4 часа в сутки, а в выходные и целый день!

И далее господин Чжугэ Цзябао сообщает:

Согласно всем нормативным требованиям нужно ходить час, один раз изменив направление на противоположное. Нельзя терять осанку. Каждый день утром и вечером самое малое я тренировался по два часа. Твердо придерживаясь этого, я тренировался три года.

То есть мало того, что он тренировался два часа утром и два часа вечером, так ещё в таком режиме требовалось постоянство в 3 года непрерывной практики!

Однако в те времена, это было вполне себе обычным режимом для практики традиционного ушу. Чжугэ-лаоши также сообщает нам о другом мастере и друге своего учителя Го Гуминя - своём дядюшке-наставнике Ли Шаоане. Вот что он о нем говорит:

В то время Ли Шаоань управлял столовой на фабрике Мо в Хутуне. Он тренировал изменения ладоней три раза - утром, днем и вечером. Каждый раз по два часа. Шесть часов за день, непрерывно не взирая на дождь и ветер. Все почтенные учителя постоянно преодолевали трудности в тренировках.

Говорят его техника была особенно хороша, а его особенной техникой была «опоясывающая рука» дайшоу (带手), которая была особенно хороша и с помощью которой он поверг "в пыль лицом" не одного противника. И здесь мы опять видим, что 6 часов практики в день не являлось чем-то экстраординарным и сверхспособным. То есть - это и был "рабочий" режим по достижению #гунфу (功夫, о значении это термина и ео связи с #ушу читаем вот в этой статье). Более того, методы тренировок часто-густо были вплетены в саму жизнь, а не отдельны от неё, ну например, вот что сообщается ещё об одном мастере У Цюаньшане, который был учеником Ли Вэньбяо (李文彪):

У У Цюньшаня гунфу было еще больше. У него были очень мощные запястья. Он был учителем грамоты в средней школе. Перед работой и после он всегда носил на вытянутых руках кувшины из-под рисовой водки и отпускал их в классе после того как ученики приходили учиться. По окончании уроков он снова брал в руки кувшины. Его тело было словно наэлектролизованно. До него невозможно было дотронуться, а если дотронешься, то сразу очень далеко отлетишь.

То есть методы тренировок были постоянны, использовали то, что есть под рукой.

Однако сам о себе господин Чжугэ Цзябао отзывается так:

У меня плохое гунфу. Чтобы мне достичь мастерства учителя Го мне нужно упорно тренироваться года три. Это из-за причин разного рода. Например, из-за моей больной жены, я очень мало тренируюсь. Однако, я в действительности получил пользу от Багуачжан. В этом году мне исполнится 84 года. Я не глухой и не слепой. Я способен вкусно поесть и глубоко спасть. Я гибок и подвижен. Все суставы и части тела у меня в нормальном состоянии. К тому же я все еще способен тренироваться и чувствую силу. Если бы я не занимался Багуачжан, боюсь, что этого всего бы не было. Говоря о гунфу, то во время тренировки с наставником и братьями по школе мы приобретаем все что нам нужно. Например, у брата-наставника Ду Юньтина было очень большое гунфу. Он тоже тренировался три раза – утром, днем и вечером.

Обратите внимание: 11 продуктов, которые нужно есть после тренировок.

Каждый раз по два часа, шесть часов в день.
Однажды мы тренировались в южной части площади Тяньаньмэнь. Один известный старый ушуист с учеником пришел к нам в поисках Ду Юньтина. Он сказал: «Юньтин, попробуй с моим учеником».
Как только Ду протянул руку к противнику он сразу же сделал прием «ло шоу чжуан си» (捋手撞膝 "срывать руку и бить коленом") (прим.пер. 5 прием 6 дорожки 64 ладоней). Применил его быстро и жестко. Нельзя бить обычного человека до кровавой рвоты. Но я увидел, что Ду Юньтин втянул живот и повернул поясницу и обеими руками ударил его. И сразу же отбросил его дальше чем на 3 метра. Тот упал в заросли шиповника и поколол им все тело с головы до пят. Когда тот, скрючившись, поднялся на ноги – его учитель с волнением сказал: «Ты научишь меня?».

И опять мы видим, что 6 часов практики в день есть некий критерий для реализации внутреннего мастерства и достижения гунфу.

Мастер Ма Чуаньсюй (ученик мастера Ли Цзымина лаоши, багуачжан Лян ши)

В интервью Ярека Шиманского с Мастером Ма Чуансюем на вопрос Ярека:

Вам сейчас почти 70. Вы все еще практикуетесь ежедневно?

Мастер Ма отвечает следующее:

Я встаю рано утром и занимаюсь три часа ежедневно. (Жена Ма добавляет, что он занимается ежедневно независимо от погоды, даже на Китайский новый год - самый главный праздник в Китае).

Три часа в день в 70 лет! А заслуги Мастера Ма как в боевом, так и в культурном велики и неисчерпаемы, то есть можно и нужно опираться на авторитетные мнение и слова мастера. Итак опять 3 часа практики в день, а в молодости это могло быть и значительно больше.

А вот, что описывает ещё один мастер багуачжан Чэн ши Лю Цничжу в своём интервью "Мой путь в боевых искусствах":

Тренировки были очень трудны. Чуть ли не каждый день после занятий мы шли в размещавшийся у учителя на дому "Институт гошу Синъу" чтобы тренироваться. Придя в Институт гошу, первым делом мы начинали подметать помещение, и лишь вычистив все приступали к тренировкам.
На каждой тренировке поначалу вставали лицом к стволу дерева и взяв в руки большое копье в девять чи длиной отрабатывали по стволу дерева на правую и левую руки отводы наружу, внутрь и уколы; затем взяв в руки заменяющую меч железную палку в три чи длиной отрабатывали вышибания и надавливания острием, чтобы укрепить поясницу, руки и запястья; лишь после этого начиналась тренировка синъицюань или багуачжан. Тренировка происходила в молчании, в отсутствии учителя. Когда учитель был в хорошем настроении, то выходил из дому, чтобы посмотреть или указать на что-либо движением кисти. После 7 часов вечера начинали подходить старшие ученики, и лишь тогда учитель начинал что-либо объяснять или показывать правильный вариант. Мы смотрели не отрывая глаз и тщательно запоминали, а вернувшись домой каждую свободную минутку тренировались.

Помимо того, что сам тренинг был несколько часов, я бы хотел ещё обратить внимание на следующие моменты:

  • Тренировка проходила в молчании, а не в праздных вопросах "как движется ци по малому небесному кругу";
  • Тренировались с тяжёлыми предметами, укрепляя руки, поясницу, запястья и т.д. и это во "внутреннем стиле", а не в #шаолиньцюань , например.
Стандартный набор тренировочного снаряжения для развития силы, координации и выносливости Старого ушу у Ильи Профатилова

Как это разнится с современниками, которые при любом упоминании о тяжёлой физической нагрузке начинают брезгливо отвращаться:

Мы не занимаемся тупой физкультурой!

Но в старых традиционных школах было ровным счетом всё наоборот (про забытые силовые упражнения читаем здесь).

Старая школа (в том числе в багуачжан) мало того, что 4-6 часов практики в день было нормой, так ещё такой же нормой был физический предварительный тренинг, перед основной тренировкой (хождения), как например, в багуачжан!

И ещё момент, не принято было задавать вопросы, а принято было "впахивать". Как это отличается от современников, когда ещё до самой тренировки задаются 1000 и 1 вопрос. Лаовай хочет в начале всё понять умом, а потом делать.

Однако в традиционной школе понимание достигалось не через предварительное понимание, а через делание!

И далее учитель Лю Цзинчжу вспоминает:

Во время отпуска я каждый день в 6 утра уже приходил в Тяньтань гунъюань (Парк Храма неба), и, присев, начинал отрабатывать "шаг скольжения по грязи" из багуачжан. Обычно я начинал от северных ворот, миновал западные ворота, проходил мимо Циняньдянь (Храм моления об урожае) по проходящей перед ним мощеной дорожке, пересекал ручей, обходил Цисинши (Камень Большой Медведицы) и возвращался к тому месту, откуда начинал тренировку, а затем начинал ходить по кругу вокруг ствола большого дерева, отрабатывая методы действий ладонями из багуачжан. После 8 часов я одевался получше и шел по паркам, где тренировали багуачжан. Господин Го Гуминь обучал учеников в большом лесу, а я стоял сбоку и слушал.
Господин Чэн Цзинцю делал приемы поединка в передвижении по прямой линии (господин Чэн Цзинцю - ученик Ли Цуньи), а я шел следом и тренировался, потом шел на тренировку к господам Дэ Юйтину и Хань У чтобы подшлифовать себя. Днем после небольшого отдыха я шел в дом к учителю, и вместе с ним ехал на громыхающем по рельсам трамвае к Храму неба, чтобы снова тренироваться. Я тренировался сам по себе, учитель - тоже сам по себе, а после собственной тренировки он давал мне указания. В 8 часов вечера, помыв 2 цзиня помидоров (которые в то время стоили всего 5 фэней), я снова отправлялся к Храму неба, чтобы потренироваться в приемах поединка, багуадао или багуацян. После тренировки я падал на находящиеся в парке длинные скамьи и, поедая помидоры, смотрел на звезды и луну, на полет метеоров в небе. В 10 часов я возвращался домой и ложился спать, будучи очень доволен столь насыщенным днем. В то время все мои мысли были о тренировке ушу, неизвестно сколько я пролил пота и порвал кожи. "Упорный человек не потерпит неудачи в гунфу", мои усилия привели к быстрому прогрессу, что очень радовало учителя, часто он брал меня с собой в гости к другим мастерам прежних поколений, и я получил немало ценных указаний.

И далее:

Зимой я вставал в пять часов, и на велосипеде спешил за 15 ли в рощу перед входом в Отдел международных связей ЦК КПК, где зимний ветер пронизывал до самых костей. Точно в назначенное время приходил господин Лю, одетый в длинный ватник и рукавицы. Сначала господин Лю учил меня тайцзи, и за месяц я получил базовые знания, после чего мы начали изучать "восемь больших ладоней" и "восемью восемь - шестьдесят четыре ладони". Я учился упорно, чему он очень радовался.

И таких примером я могу приводить бесчисленное количество, практически во всех переводах биографий жизни и тренировки старых мастеров, т.е. мастеров Старой Школы традиционного ушу удивляет и выделяется следующий момент:

Тренировались постоянно и много, много и постоянно. Фактически всю жизнь. Тренироваться по 4-6 часов в день и более того было нормой. Тренировке традиционного ушу была подчинена вся жизнь, чем бы в жизни не занимался мастер. И именно поэтому он и становился мастером!

Именно это (наряду с прочими факторами) отличает старую школу от современных практиков. Более подробно о таком отличии Старой школы традиционного ушу и современной я говорил на открытом вэбинаре о багуачжан. То есть постоянная тренировка утром и вечером всю жизнь есть некий процесс и образ жизни. Сама постоянная практика является и целью и методом и самоценностью.

Итак друзья, можно много сетовать, но это не наш Путь! Я же призываю много тренироваться и правильно тренироваться, как это делали мастера прошлого.

Пусть их судьбы и жизненные примеры Пути станут для нас вдохновением для изучения и практики традиционных боевых методов китайского ушу!

Удачи в практике!

Данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника. Примеры старых кулачных трактатов приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

С уважением, Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" (с) Владимир Амида.

Больше интересных статей здесь: Здоровье.

Источник статьи: Записки на полях: сколько нужно тренироваться, занимаясь традиционным ушу?.