Медучреждения, преследуя цель защитить свои интересы стараются включить в договор на оказание платных медицинских услуг (далее — договор ПМУ) наиболее выгодные для клиники условия. Однако, если такие условия внесены без учета предписаний закона, результат может быть обратным. Рассмотрим основные ошибки, которые могут встретиться в договоре ПМУ.
Подборка статей по теме:
Оферта на оказание платных медицинских услуг
Что должен включать договор на оказание платных медицинских услуг
Период оказания медицинских услуг. Период оказания услуги и срок действия договора — два разных понятия. Так, срок действия договора может составлять, к примеру, один год. При этом услуга, которую пациент будет оплачивать длится значительно короче. Перед подписанием соглашения убедитесь, что есть срок предоставления конкретной услуги.
Когда лечение подразумевает неоднократное посещение медучреждения, попросите предоставить план лечения — документ позволит наглядно увидеть, как и как долго будет проходить обследование и лечение и его конечную стоимость. План лечения могут использовать в качестве приложения к договору. В этом случае в договоре должно быть об этом прописано.
Перечень медицинских услуг. Договор может содержать текст о том, что помощь пациенту будет предоставлена согласно видам деятельности, перечисленным в лицензии — это нарушение порядка оформления договора на оказание платных медицинских услуг.
Договор (или приложение к нему) в обязательном порядке должен содержать индивидуальный перечень услуг, которые будут оказаны пациенту. При этом стоимость услуг не должна отличаться от стоимости указанной в общем Прейскуранте клиники (ч. 2 ст. 426 ГК РФ).
Если индивидуальный перечень отсутствует, по сути, пациент может заявить о признании договора недействительным, мотивируя это тем, что те или иные услуги с ним не согласованы и потребовать вернуть уплаченные деньги.
В договоре на оказание платных медицинских услуг вписан конкретный суд для решения спорных ситуаций. Обратите внимание на раздел о подсудности в договоре. Если в нем указано, что споры будут рассматриваться в суде по местонахождения медучреждения, клиника тем самым вводит пациента в заблуждение. Согласно закону, право выбора суда принадлежит истцу-потребителю медуслуг. Если потребитель-ответчик, то по общему правилу иск предъявляют в суд по месту нахождения ответчика.
Обратите внимание: Медицинские книжки.
В связи с этим, споры с участием потребителей всегда будут рассматривать в суде по месту жительства потребителя (ст. 28, п. 7 ст. 29 ГПК РФ, ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, п. 26 постановления Пленума Верховного суда № 17 от 28.06.2012).Ограничение пациента в праве отказа от договора. Соглашение может содержать положение о том, что отказ от договора допустим только до начала оказания услуг — это нарушение закона. Пациент вправе аннулировать соглашение в любое время.
Также соглашение может содержать пункт о том, что при отказе от услуг, медучреждение удерживает внесенный пациентом аванс полностью или частично. Между тем, пациент обязан компенсировать клинике только те услуги и понесенные в связи с этим расходы, которые ему были фактически оказаны. Соответственно, если расходы отсутствовали и услуги пациенту не были оказаны, медорганизация обязана вернуть предоплату в полном размере (ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Как не ошибиться в выборе клиники
1. Получите как можно больше информации о клинике и лечащем враче. Изучите сайт лечебного учреждения, поищите отзывы других пациентов, расспросите о впечатлениях знакомых, которые прежде уже лечились в этой клинике.
2. На сайте клинике найдите раздел, где отражена лицензия клиники. Найдите, какой государственный орган ее выдал. На сайте этого госоргана откройте реестр организаций, найдите там свою клинику и сравните сведения. Все должно совпадать. Недобросовестные медучреждения могут использовать чужие сведения, надеясь на доверчивость и невнимательность пациентов.
3. Ознакомьтесь с квалификацией лечащего врача — согласно Правилам, медучреждения обязаны размещать сведения об уровне образования и квалификации медработников на общедоступных информационных стендах и в сети интернет на сайте клиники.
4. Задайте медработнику все интересующие вопросы о предстоящем обследовании и лечении — врач обязан подробно и доступно рассказать о лечении.
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Договора на платные медицинские услуги: на что обратить внимание.