Апрель. Эпидемия COVID-19 в Германии на пике. Я заступаю на очередное дежурство в COVID-реанимации, где лежат несколько тяжелых пациентов. Во время обхода со старшим врачом мы обсуждаем тактику лечения одного из самых сложных больных. После десятиминутного разбора он обращается к команде с ключевым вопросом: “Ничего ли мы не забыли? Есть ли еще что-то, что мы могли бы для него сделать?”. После секундной паузы я, по привычке высказывая вслух даже самые, казалось бы, наивные идеи (за что нередко получал замечания на обходах в России), предлагаю: “А может быть, сделаем ему КТ?”.
Диагностика ради диагностики?
Этот вопрос явно стал триггером для старшего коллеги. Следующие полминуты он эмоционально объяснял, почему мы не будем делать компьютерную томографию этому пациенту. Его главный аргумент: это «диагностика ради диагностики». И он был прав. Специфического лечения нет, рентген уже сделан. Подтвердит КТ наличие поражений легких по типу «матового стекла» — но изменит ли это нашу тактику? Однако коллега на этом не остановился, перечисляя все минусы бессмысленной, по его мнению, КТ-диагностики у ковидных больных. “Вы хотите подвергнуть весь персонал дополнительному риску! — говорил он. —
Обратите внимание: Такой "заманчивый" COVID....
Транспортировка увеличивает контакты заразного пациента с медиками из других отделений. Помните, у любого действия должен быть смысл!” Мне оставалось лишь изобразить виноватый вид и смотреть в пол, мысленно отмечая, что моя тактика раскаяния, кажется, сработала, и разговор перешел на другую тему.Контраст двух реальностей
Прошел месяц. Пандемия в Вольфсбурге пошла на спад, но в Москве как раз бушевала. И тут мне пишет друг: “Заболел!” с просьбой посмотреть его медицинское заключение. Читая его, я с ужасом начал понимать, что все, за что меня отчитывали в Германии, в Москве приобрело катастрофические масштабы. Моего друга, 1990 года рождения, с COVID-19 дважды без видимых показаний отправили на КТ, подвергнув его облучению в дозе около 9 миллизиверт. Для сравнения: среднестатистический человек, не совершающий авиаперелетов, получает до 0,05 миллизиверта в год. И это не считая того, что заразного пациента без необходимости возили по городу и госпитализировали, создавая риски для окружающих. Но и это еще не все: в выписке ему рекомендовали сделать третье КТ через пару месяцев!
Здесь мог бы лежать пациент с 50% поражения лёгких, но ему не сделали КТ и он остался дома
Медицинская истерия и реальная картина
Это заставило меня задаться вопросом: “Где-то что-то пошло не так?” Стоит ли тратить ресурсы и подвергать людей вредному излучению ради исследований, которые ничего не меняют в лечении легких форм? Или, может, в Германии просто ничего не понимают в медицине, и нам всем срочно нужно вставать в очередь на томографию?
За последние полгода я не раз слышал от людей из разных регионов истеричные вопросы: “А вы видели их легкие на КТ? Там же 50-70% поражения!”. Стоит обратиться к любому опытному пульмонологу или учебнику, где четко сказано: для интерстициальных пневмоний, к которым относится и COVID-19, характерно двустороннее поражение легких. При этом состояние пациента может быть относительно удовлетворительным. Как говорят специалисты: “Легкие выглядят хуже, чем чувствует себя пациент”. Спросите любого рентгенолога, как часто «матовое стекло» — типичный признак ковидной пневмонии — встречается у людей без пневмонии, которые просто провели день, лежа на спине. Не говоря уже о застойных явлениях в прикорневой зоне, которые на снимках также могут имитировать картину «матового стекла».
Корень проблемы
Это приводит к главным вопросам. Кто в России лоббирует массовые, часто бессмысленные назначения КТ? Почему гражданам разрешено по собственной инициативе идти в частные центры и за свои деньги наносить себе вред рентгеновским излучением без каких-либо медицинских показаний? И, наконец, почему врачей в некоторых местах заставляют делать эти исследования по три раза, формально — «для истории болезни»?
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: бесконечные КТ при COVID-19. Стоило оно того?.