Наша героиня, леди Мэри Уортли Монтегю (1689 –1762гг.), вошла в историю как женщина умная, яркая, открывшая новую эпоху путешествий - путешествий европейских женщин, которые предпринимались не по религиозным, как до этого, а по светским мотивам - с целью изучить жизнь других людей.
До нее путешествия с такими намерениями было прерогативой мужчин. Женщины, если и отправлялись в дальние края - то, как правило, в паломнические поездки, да и то, чрезвычайно редко. Но, начиная с леди Мэри, а особенно, с ее захватывающих описаний увиденного, эта традиция укоренилась в, прежде всего, английской жизни.
По мере роста Британской Империи, все большее количество женщин отправлялось путешествовать по ее просторам, а в викторианскую эпоху Англию накрыл настоящий туристический бум, и огромное количество туристов составляли женщины. К концу 19 века, всего через 100 лет после леди Монтегю, никого не удивляло, если путешествующие англичанки попадались в самых диких и экзотических местах.
Но это было уже в другие времена, в других условиях и с другими людьми. А мы поговорим о той, которая была первой - леди Мэри Уортли Монтегю...
A Portrait of Lady Mary Wortley Montagu in Ottoman dress, English School, 18th/19th century.Биография ее начиналась вполне стандартно. Она родилась в аристократической семье. Ее мать рано умерла, отец был дважды женат, и от двух браков у него было шесть детей.
Ее отец был видной фигурой в светском обществе своего времени, а Мэри была его старшей дочерью.
Эвелин Пиррепонт, 1-й герцог Кингстон-апон-Халл (ок. 1665 – 1726) - английский аристократ, отец Мэри.Детьми он почти не занимался. После смерти матери, Мэри, некоторое время, жила у бабушки, а когда и она умерла (девочке было 8 лет), вернулась к отцу вместе с его остальными детьми от первого брака.
К ней была приставлена гувернантка, которая забивала голову ребенка дремучими суевериями, но девочка, отличавшаяся умом, вопреки всему, умудрилась получить хорошее образование и даже к 13 годам отлично выучить латынь. Как ей это удалось? Очень просто - в поместье ее отца была прекрасная огромная библиотека, и Мэри, в общем - то предоставленная сама себе, практически в ней поселилась... В 14 лет она написала сборник стихов и небольшой роман, чем произвела большое впечатление на своего отца.
Двадцатилетней девушкой она вела обычную светскую жизнь, и у нее была, между прочим, задушевная подруга Энн Уортли. Они были очень дружны, и постоянно находились в переписке. Но вот, в 1709 году Энн внезапно умерла. После этого, Мэри начала общаться , как бы по наследству, с ее старшим братом - Эдвардом Уортли Монтегю (1678 –1761гг.)
Эдвард Уортли МонтегюСперва они дружески болтали при встречах, потом начали переписываться, потом, внезапно выяснилось, что Эдвард в нее влюбился...
Для Мэри это было не очень приятно - она не была уверена в своей способности кого - либо любить в принципе, и, кроме того, обладая рассудительностью, намеревалась заключить брак успешный прежде всего с финансовой стороны... Началась следующая часть их переписки, в которой она выставила Эдварду целый список условий, на которых можно будет говорить об их союзе. В частности, там шла речь об уважении. На этом этапе она позаботилась, чтобы одно из писем попало в руки ее отца, который жил в счастливом неведении, что дочь уже несколько лет как имеет горячего поклонника. Воспоследовал скандал, после которого Эдвард немедленно предстал перед отцом Мэри и официально попросил ее руки.
Но не все так просто делалось в семьях аристократов!) Чувства были не той причиной, по которой заключался брак. Главным вопросом при этом были финансы - так что отец Мэри перехватил у дочери эстафету по торгу с влюбленным в нее Эдвардом. Переговоры между ними по этому вопросу, уж не знаю по какой причине (жених был из очень состоятельной семьи угольного промышленника), зашли в тупик.
И после этого отец нашел для Мэри более подходящего жениха, с которым был подписан очень выгодный для нее брачный контракт. Дело полным ходом шло к свадьбе, но тут...
Тут Мэри в одной ночной рубашке и нижней юбке сбежала к Эдварду, и они, уехав подальше от родственников, заключили брак. Это был 1712 год. Очень романтичная история))
В 1713 году у них родился сын - Эдвард Уортли Монтегю - младший (1713 – 1776) будущий знаменитый писатель и путешественник. Немного забегая вперед, скажу, что он унаследовал способности матери, в частности, знал много языков, и много путешествовал, но его отношения с родителями были очень плохими.
В детстве он многократно сбегал из школы, причем, сбегал на годы - то торгуя рыбой, то работая на виноградниках...
Обратите внимание: Возобновила поджелудочную за 3 недели! Знаю отличный дедовский способ, который спасал уже не раз!.
Потом попался на обмане при игре в карты, грабеже, попал в тюрьму... В общем, повода для гордости у отца с матерью не было - они считали его сумасшедшим. Отец не давал ему денег, а мать, умирая, завещала из всего состояния одну монету достоинством в одну гинею...Эдвард Уортли Монтегю - младший. В конце жизни, после всех приключений, жил в Венеции на турецкий манер...Но вернемся обратно в 1713 год... Эдвард (старший), благодаря связям своей семьи выплыл в Лондоне, получив хорошую должность при королевском дворе. Мэри вела приятную светскую жизнь, завоевав славу весьма остроумной и язвительной особы.
В 1716 году ее муж был отправлен послом в Османскую империю. Миссия его не особенно удалась, и в 1718 году он уже был дома.
Но! В этом путешествии его сопровождала Мэри, даже умудрившись в чужих краях родить второго ребенка - дочь Марию, после замужества - Марию Стюарт, графиню Бьют, 1-я баронессу Маунт-Стюарт (1718 - 1794 гг.), гордость родителей, их наследницу, будущую многодетную мать, вполне компенсировавшую их разочарование от неудачного сына. тоже вышедшую замуж по любви, вопреки запрету родителей.
Мария Монтегю.За время этого, в общем - то короткого путешествия, Мэри сделала несколько крайне важных вещей.
Во - первых, она проникла в гаремы, где жили османские женщины. Ее туда свободно пускали, как супругу английского посла.
леди Мэри Уортли Монтегю на разных портретахОна подружилась со многими османскими дамами, внимательно ознакомилась с их жизнью, взглядами и бытом, и все это очень подробно описала в серии писем, которые потом, после ее смерти, были опубликованы как книга : "Письма турецкого посольства". Эта книга имеет важное научное значение, поскольку до Мэри турецкие гаремы описывали для европейцев только путешественники - мужчины, что вызвало к жизни большое количество искажений, порожденных бурной фантазией.
леди Мэри Уортли Монтегю в турецком костюмеВо - вторых, и это самое главное, она привезла в Европу прививку от оспы, с которой познакомилась во время этого путешествия. Оспа была страшным заболеванием, уносившим громадное количество жизней. У Мэри от нее умер брат, а сама она, тоже переболев, осталась с изуродованным лицом. Но в Турции она обнаружила, что огромное количество людей массово прививаются от этой страшной болезни и остаются живы и здоровы. Обычные деревенские бабки прививали тысячи людей, спасая им жизни и в этом не было для турок ничего необычного.
с сыном.Прививка делалась путем царапанья кожи пациента и втирания в нее гноя из волдыря больного человека. Это был примитивный метод - но он работал. Поскольку сама Мэри уже имела иммунитет - первое, что она сделала - привила своего сына. Она описала этот метод в своих письмах, а возвратившись в Англию приложила огромные усилия для его внедрения. Надо ли говорить, что все врачи были против!
Когда в 1721 году в Англии разразилась очередная эпидемия, Мэри привила свою дочь (не лично - и дочь и сын были привиты английским врачом, которого она знала по османскому путешествию), и убедила Каролину, принцессу Уэльскую, (будущую королеву Великобритании и супругу короля Георга II), провести эксперимент на заключенных смертниках.
Каролина, тогда еще принцесса уэльская, и две ее дочери - первые принцессы, которые были привиты от оспы.Семеро приговоренных к смертной казни были привиты, выжили, и получили свободу. После этого Каролина привила своих детей - и понеслось. Привились другие королевские семьи, а в 1768 году и российская императрица Екатерина Великая, вместе с наследником престола.
Не все было гладко - некоторые заражались и умирали, но тем не менее - это был прорыв. Потом методы прививания от оспы совершенствовались, становились более безопасными, пока, наконец, уже в 20 веке, сама оспа не была полностью ликвидирована, но у истока этого процесса стоит леди Мэри Монтегю - умная, отважная и настойчивая женщина.
Что было дальше?
В 1739 году Мэри Монтегю навсегда покинула своего мужа - они больше никогда не виделись. Она пару лет прожила с любовником в Италии, потом много лет путешествовала по югу Европы, и уже к концу жизни вернулась в Англию - попрощаться с дочерью и внуками. Она умерла от рака.
леди Мэри Уортли Монтегю в турецком костюмеНа протяжении всей жизни она очень много писала. Кроме ее турецких воспоминаний, изданных уже после смерти, она оставила огромное и разнообразное эпистолярное наследие, а так же большое количество поэтических произведений.
Ее книга о путешествии побудила множество женщин в последующие годы сняться с места и отправиться в путь, а затем - описать увиденное.
Так вот в принципе, небольшое приключение жены посла, принесло множество разных и важных изменений в жизни большого количества людей...
Открыла новый канал: Укус Клио.
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Портрет леди Мэри Монтегю, которая проникла в османские гаремы и узнала там способ спасения человечества. .