В жизни каждого человека наступает момент, когда он заболевает. В русском языке для этого состояния человека существует множество слов. В языках некоторых других народов состояние болезни принято характеризовать особыми понятиями. Люди одного из африканских племен, ощутив боль в области головы говорят: - «У меня есть голова». Тем самым они удостоверяют, что в нормальном состоянии своего организма человек не чувствует своего тела и его частей, вернее, настолько привык к своему организму, что не ощущают его. Непривычное и неприятное ощущение в какой-либо части тела показывает, что в человеческом организме что-то пошло не так, что-то расстроилось или испортилось. Это вызывает чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоску, кручину, жалобу, сокрушение. У окружающих людей состояние ослабевшего человека вызывает ответное чувство и тогда ближние начинают ему сострадать, сочувствовать. Если домашними средствами справиться с недугом не удается, то приходится обращаться к врачу, а самому становиться у лекаря пациентом.
Великая Китайская стена.Для охраны здоровья населения в каждом развитом государстве имеется система здравоохранения. Здравоохранение осуществляется путем оказания медицинской помощи населению для восстановления его физического и психического здоровья. Есть смысл в настоящее время рассматривать здравоохранение не как систему оказания услуг населению, а как полноценную и очень важную отрасль народного хозяйства.
Что вызывает сожаление, так это то, что длительное и очень подчас дорогостоящее лечение в системе нашего здравоохранения зачастую оказывается неполноценным и болезнь не удаётся преодолеть полностью. В результате, мы покупаем тысячи разных лекарств, следуем советам тысяч знакомых и малознакомых людей, а при этом иногда в поликлиники и больницы бесполезно и часто даже опасно ходить. В то же время, ответ на вопрос: как составить грамотное лечение, к какому специалисту обратиться, указаниям каких медицинских школ следовать и какие из них полезны и эффективны, - подавляющему большинству людей до сих пор остаются недоступным. В официальном здравоохранении нашего государства преобладающей школой и магистральной линией развития является западноевропейская школа, начало которой положили древние, в том числе римский лекарь Гелен и средневековый – Парацельс. В настоящее время эта школа стала доминирующей во всём мире и получила мощное научно – техническое оснащение, государственную и финансовую поддержку. Это, - так называема конвенциональная медицина.
Конвенциональная медицина - медицина, строго регулируемая и лицензируемая государственными органами. Базируется на общепризнанных научных знаниях, изложенных в авторитетных учебниках, энциклопедиях и справочниках, по которым ведётся преподавание в медицинских институтах, университетах и академиях. Имеются и другие, альтернативные конвенциональной медицине, школы, системы и направления в лечебной деятельности. Среди них можно указать на такие:
Медицина, которую часто называют космической оздоровительной системой Ивана Неумывакина. Она даёт возможность каждому человеку восстановить здоровье наперекор загрязнению окружающей среды и многим другим негативным факторам. Объединяет опыт, который накоплен народной и официальной медициной, и соединяет его с духовной и биологической частями человеческого организма. Её автор исходил из того, что загрязненный организм не может быть здоровым, а освобождать его от загрязнений и шлаков нужно непременно и методично. При этом чистке должны подвергаться основные органы, системы и среды организма. Среди них в первую очередь требуется очищение печени и почек, крови и лимфы, а также всех систем, что позволит поддерживать их внутреннее состояние на должном уровне.
Основными постулатами системы космической медицины являются: - человек - это биоэнергетическая система с жесткими внутренними взаимосвязями, способными к самовоспроизведению и саморегулированию. Запас прочности этого живого механизма в большинстве случаев превышает силу воздействия негативных окружающих факторов. Присутствие в организме отходов жизнедеятельности нарушает работу иммунитета и смещает биоэнергетический баланс, что вызывает различные патологии; устранение всего этого без применения химических лекарств позволяет избавиться от болезни.
Довольно большую и непрерывно растущую популярность приобрела в нашей стране медицинская школа гомеопатии – метода лечения, который рассматривает не саму болезнь, а её «почву». Она основана на двух принципах которые первым выдвинул греческий врач Гиппократ (460 – 375 годах до н.э.): «Similia similibus curentur» - подобное лечится подобным и «Contraria contraries curentur» - противоположное лечится противоположным. Соблюдение этих требований проверено и подтверждено практикой многих поколений врачей-гомеопатов. Более двух веков назад немецкий врач Самуэль Ф.Х. Ганеман развил данный метод, введя собирательные термины: “аллопатия” и “гомеопатия” и предложив использовать препараты в малых дозах. Гомеопатические лекарства являются регуляторами процессов самовосстановления, саморегуляции. Практически все болезни эффективно поддаются гомеопатическому лечению;
Гомеопатия показана детям, беременным женщинам, ослабленным больным и больным с аллергическим статусом; она применяется при всех видах интоксикаций, инфекций, отравлений, заражений радиоактивностью, для прививок, против профессиональных вредностей, от химиопрепаратов.
При оперативном лечении она позволяет сократить время реабилитационного периода, избежать осложнений.
Гомеопатия значительно уменьшает восприимчивость человека к различным болезням, особенно простудным и аллергическим. Цель гомеопатии – привести организм человека в состояние, при котором нет условий для развития заболеваний.
Это - высокоэффективная профилактика здоровья. Лечение проводится препаратами, изготовленными на основе природных веществ, которые оказывают энергетически-информационное воздействие на организм. Препараты не токсичны, не вызывают аллергию, не дороги.
Наконец, примерно с 50 – х годов прошлого века из стран Востока, таких как Китай, Япония, Индия и др. в Россию и в другие страны мира стало проникать новое направление, основанное на Традиционной Китайской медицине (ТКН).
Герой Советского Союза , генерал-майор авиации, заслуженный лётчик - испытатель СССР Владимир Сергеевич Илюшин.Об эффективности её можно судить хотя бы, посмотрев документальный фильм воспоминаний о знаменитом лётчике-испытателе СССР, Герое Советского Союза генерал -майоре Владимире Сергеевиче Илюшине, под названием: «Владимир Ильюшин. Испытание неизвестностью. Тайны забытых побед». В этой картине на 12 – й минуте повествуется, в частности о том, как после тяжелейшей автомобильной катастрофы лётчик оказался покалечен, имея множественные переломы и травмы, причём особенно пострадали его ноги. После длительного лечения на Родине, в котором принимали участие лучшие советские и мировые специалисты, они пришли к заключению, что, возможно, передвигаться при помощью костылей их пациент будет, однако с профессией лётчика -испытателя ему предстоит навсегда проститься. Пациент, однако оказался упорным и несгибаемо преданным своей профессии. К тому же, он был сыном знаменитого на весь мир Генерального авиаконструктора Сергея Владимировича Илюшина, что оказалось хорошим подспорьем и помогло ему добиться отправки на лечение в Китай, где в городе Ханьджоу, его стали врачевать методами ТКМ и при помощи мануальной терапии, иглоукалывания, специальных упражнений и особого питания, основанного на старинных рецептах, корнях женьшеня, морепродуктах, и других приёмов этой медицинской школы, - он полностью восстановил своё здоровье, что позволило ему без ограничений выполнять прежнюю любимую работу – дело всей его жизни. Немаловажную роль в его исцелении сделала вера в успех и неистребимое желание стать на ноги.
Что же представляет из себя эта, довольно малознакомая нашему народу медицинская школа ТКН и не противоречит ли она духовно – нравственным основам национального самосознания русских людей, базирующегося на православной вере?
ТКМ в качестве основных понятий при описании антропологии человеческого тела, кроме основных вещественных органов нашего организма рассматривает невещественную составляющую каждого живого организма – дух жизни или его душу. Один из критически настроенных учёных, академик-физик, задал приверженцу данной школы вопрос об измеряемых параметрах этой субстанции «Духа жизни», о её носителе и о физиологических функциях в организме. Для ответа на него опустимся с высот духа в тело. Очевидно, что жизненная энергия и вера очень тесно связаны. В человеческой изначальной вере в чудеса и кроется эта взаимосвязь. Ведь чудеса то есть! Под духом жизни понимается душа либо связанное с нею действие или проявление её существования. Сегодня нет полного единодушия у науки в том, что же такое течёт в теле, где и как? И самый важный вопрос: «для чего?». Однако, во многих традициях мира понятие жизненной энергии присутствует всегда. А то, что повторяется испокон века во многих местах и в разное время у разных народов - имеет практический смысл. В Китае эта энергия получила название - «Ци», в Индии - «Прана». Многие специалисты оперируют понятием «Флюид». Для христиан более привычно понятие Духа. То есть, это нечто, которое вполне можно назвать «духом жизни». Именно оно и является инициирующей субстанцией формирования нашего сотворённого Богом организма. Это вот как раз то, что за гранью рационального сознания, но без этого понятия картина мира становится просто ущербной и никак не отражает бесчисленное число различных феноменов, которые сопровождают нашу жизнь не только от начала до конца, но и сопровождает всю историю человечества.
Осмотр полости рта и иридодиагностика в лечебном центре традиционной китайской медицины.Все биологи знают, что нужно клетке для того, чтобы жить. Нейрону, что нужно для жизни - все знают. Как делится клетка, что ей нужно – также вполне изучено. Одним словом, физиология объяснила в человеке почти всё. Физиологии, биологии, конвенциональной медицине и её ответвлениям понятие о жизненной энергии не нужно. Можно, конечно, на это не обращать внимания и просто закрыть глаза. Но куда мы придём? Очевидно, к отрицанию души у человека, к отбрасыванию наиболее важной части человеческого существа. Но это недопустимо!
Почему мы так упорно цепляемся за понятие «жизненная энергия», «дух жизни», «Ци», «Прана», «Флюид»? Зачем оно нам нужно? На это отвечают её адепты следующим образом мнение – нам жизненная энергия всем дисциплинам о человеке нужна, поскольку:
- она выстраивала наш организм в период внутриутробного развития,
- она течет в нашем теле в «течение жизни»,
- если научиться с ней взаимодействовать, в нашей жизни мы сможем задействовать грандиозный и чудесный ресурс.
Энергия ци представляет собой важнейшую и уникальную категорию китайской медицины и китайской философии в целом. Эту энергию определяют как «воздух», «эфир», «дыхание», «энергию» или «жизненную силу». Сила ци пронизывает наше тело и выражает идею фундаментальной жизненной субстанции, лежащей в основе движения всей вселенной. Эта энергия в китайской философии понимается как некое первовещество. Дифференциация ци происходит в форме инь и ян (отождествляется с ними), а также пяти первоэлементов. На распространение понятия ци оказал влияние основатель неоконфу-цианства Чжу Си (1130-1200). Согласно его учению, эта энергия пронизывает все сущее вокруг. Различают внутреннюю ци, которая циркулирует внутри человека, и внешнюю ци, которая обращается в природе. Внешняя ци при вдохе поступает в организм человека, частично превращаясь во внутреннюю, а при выдохе попадает наружу и преобразуется во внешнюю ци. Таким образом, происходит постоянная циркуляция ци.
Китайский император эпохи Тайцзу.Именно ци вдыхает жизнь во все существующее на земле и заставляет правильно работать наш организм, считают китайские мыслители. Ци и есть дыхание самой природы, источник силы всего, что существует. Правильная циркуляция энергии ци создает гармонию в человеке, а ее недостаток, напротив, приводит к прекращению всякого движения в организме. Естественная циркуляция ци в человеке обеспечивает нормальную работу всех органов, несет здоровье и успех, а сбой в движении ци ведет к болезням и смерти.
Болезнь – это дисфункция, это – перекос, но, если есть перекос – значит, есть где-то препятствие. Это и есть нарушение функции. Это препятствие нужно устранить! Как раз на это необходимо обращать внимание и с этим нужно обращаться к специалистам.
В ТКМ термином ци могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие работу органов и тканей. Китайские врачи рассматривают внутреннюю ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением и в чем-то с ним схожий.
Ци, согласно традиционной медицины Китая, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы «чжан» и полые органы «фу», а снаружи увлажняет кожу через поры. Все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям (фасциям) и по различным сайтам (собственные каналы органов инь и ян, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и другие). Сосуды инь питают пять органов-хранилищ «чжан», а сосуды янь питают шесть органов - чертогов «фу».
Насыщение человека энергией ци, во многом зависит от того, в каком состоянии находится его дыхательная система. Это, в свою очередь, во многом определяет общее состояние организма и работу отдельных органов. Согласно ТКМ, для восстановления циркуляции ци необходимо воздействовать на вертикальные каналы распространения ци - меридианы, вызывая физиологические изменения в человеческом теле.
Представления о подобных воздействиях нашли применение в одном из направлений традиционной китайской медицины - акупунктуре. Лечение в рамках этой методики проводится с помощью специальных игл, вводимых через особые точки на нашем теле.
В европейской конвенциальной медицине и прочих дисциплинах о биологических организмах имеется теория параллельная со взглядами о жизненной энергии из Китайской медицины и философии. Это - так называемый «витализм».
Витализм - это направление в биологии, объясняющее жизненные процессы наличием в живом организме особой «жизненной силы». Виталисты утверждают, что органическая природа отделена глубокой пропастью от неорганической природы, ибо является следствием целесообразно направленных сверх материальных сил, подчиняющих себе все физико-химические процессы в живых существах. Витализм в первоначальном виде обнаруживается уже в представлениях первобытного человека о всеобщей одушевлённости природы. Причину единства и целостности организма во всех проявлениях его жизнедеятельности виталисты усматривают в особой мистической жизненной силе, которую они обозначают новыми терминами вроде «энтелехии», «доминанты», «биологического поля» и т. д.
Родоначальник витализма немецкий учёный биолог и философ Ганс Дриш (1867 - 1941)Создатель теории витализма - немецкий учёный биолог и философ конца XIX – го – начала XX веков Г. Дриш. Изучая морские организмы он ставил перед собой вопрос: как из яйца может возникнуть молодая особь животного? Он сделал вывод, что возможности развития частей зародыша шире того, что фактически получается из этих частей. Из этих проблем и возник его витализм – учение о целостности. Так он пришёл к выводу, что организм обладает способностью производить из части целое и что носитель этой «причины целостности», отличающей живое от неживого есть некая субстанция. Он назвал её «энтелехией», она есть искомый принцип жизни; она живёт вне пространства, но из своей сферы «действует внутрь» («wirkt hinein») пространства. Он на основе своих опытов и заключений по ним построил одну из самых значительных систем новейшей философии. Его главный труд «Философия органического» - переведённый на все основные языки. Взгляд на организм, как на целостность, и целостный метод исследования сейчас стали ведущими идеями биологической науки.
Учение Дриша о целостности проникло даже в такие науки как психология и социология. Нравственное сознание также обнаруживает «черты целостности». Учение Дриша стоит у истоков большого поворота в философии, - в сторону иррациональной философии человеческого существования.
Г.Дриш сформулировал «… основные принципы эмбрионального развития - «судьба части есть функция её положения в целом» и «принцип эквифинальности», в соответствии с которым развитие может приводить к одинаковым конечным биоформам, несмотря на резкие отклонения от нормального его хода. Из этого вытекает основной принцип системного анализа: свойства целостной живой системы несводимы к сумме свойств её частей, что живое «целое» обладает собственными специфическими свойствами, исчезающими при его расчленении.
Ученые хвалятся синтезом органических веществ и созданием вируса? На здоровье, только пусть не забывают, что они ничего не создавали, а только повторили уже существующий результат, как талантливый портной распоров старые брюки, сшил точно такие же из другой материи.
Как же православное сознание должно относиться к идеям и теориям ТКМ и витализма? Здесь мы будем исходить из Священного Писания и богослужебных текстов православной церкви. Возьмём в первую очередь исполняемый на каждом воскресном богослужении в православных Храмах антифон, вернее строки из него:
- «…. Слава: Святым Духом / всяка душа живится, / и чистотою возвышается, / светлеется Троическим Единством священнотайне.
Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется / и очищением возвышается, / в священной тайне просветляется Троическим Единством. И ныне, тойже».
В этих строках Святой Дух, Дух Животворящий называется источником всего живого на земле. Библейское учение о человеке утверждает:
1) человек есть творение Божие;
2) по своей духовной природе человек есть творение, глубоко отличное от всех других земных тварей, несравненно совершеннее их и представляет собой образ и подобие Божие;
3) по телесной природе своей человек также является совершеннейшим творением Божиим, венцом всего земного творения;
4) и по телесной, и по духовно-нравственной своей природе человек сотворен в совершеннейшем виде, как чистейшая разумная нравственная личность.
По библейскому учению, особым творческим актом были созданы животный мир и человек как животное и, наконец, особым творческим актом было одухотворение человека.
- «….А ученики исполнялись радости и Духа Святаго. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов….» (Деян.14:8)
- «…В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить». (Деян.14:12)
Приведённые выше и многочисленные другие содержащиеся в Новом и Ветхом Заветах примеры благотворного исцеляющего и оживляющего действия Слова Божия, Святого Духа и призывания имени Божьего на людей доказывают, что нет принципиального расхождения между христианскими православными воззрениями на духовную основу жизни с воззрениями на этот же вопрос в традиционной китайской медицине и иных древних восточных системах исцеления.
Теория ТКМ была сформулирована на основе наблюдаемых и ощущаемых событий, без понимания сущности процессов, происходящих на более глубоком уровне, недоступных для изучения и понимания в то время.
Не выдерживает критики и не поддерживается самими носителями ТКМ в Китае мнение о том, что эта школа ведёт свое происхождение от непосредственно божественного откровения со стороны традиционных для китайской культуры божеств, а для нас – христиан это демоны. Современные китайские учебники и близкие к ним по содержанию и смыслу книги по ТКМ, например «Основы китайской медицины» Дж.Мачоча свободны от налета мистицизма и мистификаций и сфокусированы на эмпирическом опыте и традиционной диагностике, практикуемой в настоящее время в Китае.
Отношение к китайской медицине в Западном мире - неоднозначное, от полного отрицания до необоснованного преувеличения ее возможностей. Часто приходится слышать от западных докторов, что понять китайскую медицину можно только если ты родился в Китае и никогда китайцы не откроют нам секреты китайской медицины. Но не стоит искать секретов там, где их нет. Главная «Военная Тайна» китайской медицины заключается в сочетании удивительной простоты базовой теории и огромного опыта систематических наблюдений и анализа симптомов и признаков заболеваний, а также действия трав и того или иного воздействия на акупунктурные точки на состояние внутренних органов и организма в целом.
Современная западная (конвенциональная) высокотехнологичная медицина - это медицина болезней, поскольку мы интересны для нее только тогда, когда уже болеем и это подтверждают результаты анализов и других исследований. Но всем известно, что в более чем 70% случаев первичного обращения в поликлинику ни анализы, ни исследования на самой современной аппаратуре ничего не выявляют, а самочувствие «не очень». Такое состояние часто относят к психосоматическим заболеваниям и в лучшем случае Вам посоветуют отдохнуть, позаниматься спортом или в крайнем случае сходить к психотерапевту.
Китайская медицина наоборот, изначально ориентирована на сохранение здоровья, на профилактику, восстановление и лечение психосоматических и хронических заболеваний. Если пациент древнего китайского лекаря заболевал, он с позором изгонялся из дома как плохой доктор, не сумевший предотвратить болезнь. Это принципиальное отличие, определяющее и область их применения.
Итак, китайская медицина основана только на ощущениях. Теория ТКМ создана в глубокой древности на основе анализа наблюдаемых явлений и ощущений без учета действительно происходящих в организме процессов более глубокого уровня, которые на тот момент были совершенно непонятны и неизвестны. Это ключевое утверждение, к которому склоняются все серьезные исследователи китайской медицины.
Несколько тысяч лет назад китайцы не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием, и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения. В те давние времена, да еще и зимой, было непросто добыть что-нибудь для пропитания и чувство голода и ощущение холода часто преследовало древних китайцев. Чувство голода связано с ощущением Пустоты (недостатка), а насытившись, человек получал удовольствие от ощущения Полноты (избытка) и растекающегося по всему телу ощущению жара. Эти ощущения - Внутренние, а зимний холод и тепло исходящее от костра, на котором он готовил пищу - ощущения Наружные. Или, по-другому, - мудрый китаец, сидя на горе, наблюдая за сменой дня и ночи, прислушивался к собственным ощущениям. Ночью - луна и ощущение холода, днем - солнце и ощущение жара, проголодался - ощущение пустоты (недостаток), переел - ощущение полноты (избыток), то, что происходит внутри, - ощущение Внутреннее, снаружи – ощущение Наружное.
Так они получили шесть базовых диагностических критериев китайской медицины, используемых для оценки состояния организма и его отдельных органов. Было бы логично добавить к списку и ощущения сухости и сырости, но основатели китайской медицины отнесли эти два понятия к определению состояния Жидкостей Тела (см. ниже).
В Китае различают три жизненные субстанции. Это: Ци, кровь и Жидкости тела.
Человек часто видел красную субстанцию, вытекающую из любой раны на теле, а иногда она «била ключом», если был задет сосуд, по которым кровь перемещается по телу. Эту субстанцию назвали кровь. Мертвый воин - холодный и кровь не течет из его ран, значит ощущение тепла дает движение крови по сосудам, проявляемое пульсирующими точками в определенных местах на поверхности тела. Но у мертвого воина пульсирующие точки отсутствует, кровь застыла и жизнь ушла, а у живого она двигается, а ощущение движения крови означает жизнь. Древний китаец назвал это ощущение движения, ощущение тепла, ощущение жизни, ощущение пульсации: Ци.
Ци - нематериальная, чувственная субстанция, проявление всех жизненных процессов, происходящих в организме человека, ассоциируется с кровью - материальной субстанцией и основой Ци. Недаром китайцы использовали один и тот же иероглиф «Май» для обозначения каналов распределения Ци и кровеносных сосудов. В наше время даже школьник знает, что тело человека на 70–80% состоит из жидкости. Этот факт не мог ускользнуть из поля зрения китайцев, и было введено понятие жидкостей тела, куда входят пот, слюна, мокрота, рвота, сперма, моча а также лимфа (межтканевая жидкость).
Больной на сеансе акупунктуры.Кровь тоже является жидкостью тела, но в силу ее заметности и важности ее функции как материальной субстанции и основы Ци она вынесена основателями китайской медицины в отдельную категорию, хотя и жидкости тела также могут считаться материальной основой Ци, и это не противоречит основам китайской медицины.
И еще две жизненные субстанции - Шэнь и Цзин Шэнь - это Дух, Разум, сознание и подсознание - нематериальное проявление жизни, тогда как Цзин - жизненная Эссенция, является материальной основой Шэнь, так как при соединении Эссенций отца и матери зарождается новая жизнь и соответственно и разум. В китайской медицине триаду Цзин - Ци - Шэнь называют «Тремя Драгоценностями».
Различают Пред-Небесную, Пост-Небесную Эссенцию и Эссенцию почек. Пред-Небесная Эссенция - это смешение Эссенций отца и матери, которая после рождения трансформируется в Эссенцию Почек, которая подпитывается в течении жизни Пост-Небесной Эссенцией, вырабатываемой селезенкой и желудком из пищи и воды.
Каждая жизненная субстанция как для организма в целом, так и для отдельного органа может иметь свои патологические состояния, проявляемое в виде характерных для них симптомов и признаков, ощущаемых пациентом и доктором.
Ци:
Ци может быть в патологическом состоянии пустоты Ци (недостатка), застоя Ции, противотока Ци. Состояние пустоты Ци характеризуется легкой одышкой, слабым голосом, спонтанной потливостью, снижением аппетита, общей слабостью, утомляемостью, слабым стулом. Состояние застоя Ци характеризуется ощущением распирания и блуждающими болями, депрессией, раздражительностью, частыми сменами настроения, частыми вздохами. Состояние противотока (возмущения) Ци – это катастрофа, это – приближение смерти!
Лечение пчелиным ядом с помощью укусов пчёл.Помним, что носителем Ци являются кровь и жидкости тела, т.е. куда кровь и жидкости - туда и Ци. Например, естественное движение Ци желудка - вниз, обработанная в желудке пища в виде жидкой субстанции двигается вниз - это нормальное движение Ци желудка. А вот рвота, изжога, икота, отрыжка - характерный пример противотока Ци - жидкости желудка поднимаются вверх, значит и Ци поднимается вверх. Другой пример - это противоток Ци легких. В норме движение Ци легких направлено вниз и по всему телу с током обогащенной кислородом крови. Если Ци легких поднимается вверх - появляется кашель с мокротой, выделения из носа, чихание, астма.
Кровь:
Кровь может быть в патологическом состоянии пустоты крови (недостатка), застоя крови и жара крови. Состояние пустоты (недостатка) крови характеризуется головокружением, ухудшением памяти, онемением и покалыванием в конечностях, бессонницей, бледными губами и бледным языком.
Состояние застоя крови имеет главным признаком ноющую, колющую локализованную боль. Другие симптомы - фиолетовые губы и ногти, темный цвет лица, фиолетовый язык. Состояние жара крови обозначается главным признаком - ощущением жара. Другие симптомы - кожные болезни с красными высыпаниями, жажда, красный язык, быстрый пульс.
Жидкости тела:
Жидкости тела могут быть в патологическом состоянии сухости, сырости и флегмы. Состояние сухости (недостатка) жидкостей тела характеризуются сухостью кожи, сухостью во рту, носу, сухость губ, сухой кашель, сухой язык, скудная моча, сухой стул.
Состояние сырости – это отеки. С точки зрения китайской медицины отеки вызываются переходом жидкостей из их нормальных путей в пространство между кожей и мышцами. Состояние флегмы. Ну а флегма - это проявление застоя сырости - густая, мутная сырость. Флегма - это основа зарождения уплотнений и образований в тканях, весьма неприятная субстанция, с которой очень трудно бороться.
Эссенция Почек (Цзин):
Эссенция почек (Цзин) может быть в патологическом состоянии недостатка и утечки. Состояние недостатка Эссенции почек характеризуется недостатком сексуальной активности, ранней сединой и выпадением волос, слабостью в коленях. Состояние утечки эссенции характеризуется истечением семени (сперматореей), маточными кровотечениями.
Разум (Шэнь):
Разум (Шэнь) может быть в состоянии беспокойства от недостатка или избытка. Вместилищем разума в китайской медицине считается сердце, поэтому патология разума будет проявляться в патологии сердца. Беспокойство разума от недостатка характеризуется тревожностью, беспокойными снами, сердцебиениями, плохой памятью, пугливостью. Беспокойство разума от избытка характеризуется возбуждением, беспокойством, бессонницей, жаром, жаждой, красным кончиком языка.
Инь и Ян:
Итак с базовыми критериями диагностики и состояниями пяти жизненных субстанций мы разобрались. А где тогда закон Инь - Ян? Эти два слова знают все и в любой книге о китайской медицине о них говорят как об основном законе мироздания. На самом деле эти два слова - всего лишь философские понятия, категории, используемые для рассуждений о дуальных (противоположенных, взаимосвязанных и взаимозависимых) явлениях, введены в обиход примерно в шестом веке до нашей эры философской школой Инь Ян. Можно также сказать, что закон Инь - Ян является китайским вариантом закона о единстве и борьбе противоположностей в западной культуре. На интуитивном уровне все дуальные явления могут быть рассмотрены с точки зрения Инь и Ян. Тогда холод, пустота, внутреннее - это категория Инь, а жар, полнота, наружное - это категория Ян. Для других явлений эти примеры можно множить бесконечно, ночь (Инь) - день (Ян) и т.д. и т.п.
Жизненная функция.
В медицине понятию Инь могут соответствовать структура и ткани органов, т.е. кровь, жидкости тела и Цзин, а понятию Ян - функция органов, т.е. Шэнь, Ци и Жизненная функция. В чем удобство применения этих двух категорий в медицине? Когда мы говорим о здоровом, гармоничном, сбалансированном органе, мы имеем ввиду соответствие структуры и тканей органа его функциям, т.е. говорим о балансе Инь и Ян органа. С другой стороны Инь - это кровь, жидкости и Цзин органа, а Ян - это Шэнь, Ци и способность органа выполнять работу, согревать (Жизненная функция), значит в состоянии баланса достаточно крови, жидкостей и Цзин, а также Шэнь, Ци и Жизненной функции. Дисбаланс характеризуется недостатком или избытком Инь и/или Ян.
Таким образом с помощью всего лишь двух абстрактных понятий Инь и Ян можно передать различные состояния органа (всего семь состояний - баланс Инь и Ян, недостаток Инь (пустой жар) и избыток Инь (полный холод), недостаток Ян (пустой холод) и избыток Ян (полный жар), недостаток Инь и Ян (пустота), избыток Инь и Ян (полнота).
Лечение методом массажа ног и стоп.Итак, в итоге имеем. Шесть основных элементарных ощущений (состояний), это пары холод - жар, недостаток - избыток, внутреннее - наружное, дополненные парой Инь и Ян и составляют восемь классических универсальных базовых критериев диагностики в теории китайской медицины. Если дополнить этот список состояниями трех Жизненных субстанций - это Ци (недостаток, застой, противоток), кровь (недостаток, застой, жар) и жидкости тела (сухость, сырость, флегма) - всего девять состояний, а также состояниями Шэнь - Разума (беспокойство от недостатка или от избытка) и Цзин - Эссенции (недостаток или утечка) мы получим - инструмент дифференциальной диагностики – как бы конструктор из двадцати одного «кубика», который позволяет описать нарушение баланса любого органа или организма в целом и соответствующих способов коррекции каждого состояния (Табл.1).
Таблица 1. Диагностическая таблица ТКМ для выбора паттерна -метода лечения.Теория Пяти Элементов (У-Син).
У-Син - Теория пяти элементов - второй, обязательный элемент в книгах о китайской медицине. С анатомией в те времена было слабовато, но они разобрались и выделили для начала пять так называемых плотных органов - печень, сердце, селезенка, почки, легкие.
А также пять полых органов – желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь.
Здесь имеется ввиду не только конкретный орган, а целая функциональная система, отнесенная к этому органу. Например, к селезенке относится не только непосредственно селезенка, но и поджелудочная железа, и не только она. Той же школой, которая ввела понятия Инь и Ян, для объяснения взаимодействия внутренних органов была предложена теория У-Син (пять элементов, пять фаз, пять движений). Теории У-Син свойственны множество противоречий, ограничивающих ее использование в медицине. С момента ее появления она постоянно подвергалась критике, а в современном Китае она вообще признана ненаучной. Она представляет собой попытку подменить реальное взаимодействие внутренних органов на физиологическом уровне абстрактной схемой взаимодействия органов по порождающим и
угнетающим связям закономерно пришла к своему логическому завершению, а ее изучение может быть интересно лишь в историческом плане.
Япония импортировала китайскую медицину примерно в седьмом веке, а в процессе адаптации к национальным культурным традициям она была преобразована в традиционную японскую медицину Кампо, что в переводе означает «Путь Хань» - китайский путь. В результате критического переосмысления теории китайской медицины
японцы еще тогда отказались от применения теорий Инь - Ян и У-Син. В рационализме и здравом смысле японцам не откажешь, стоит прислушаться и к их мнению.
Причины болезней
Что такое болезнь и почему человек болеет, в чем причина? Вопрос актуален и сейчас, а тогда и тем более. В состоянии здоровья человек находится в состоянии гармонии и баланса как с окружающей средой, так и внутренней гармонией всех органов. Здоровый человек активен, полон желаний и планов, глаза «горят», нет ощущения тела, оно лишь инструмент исполнения желаний, нет симптомов и признаков
дисгармонии. Когда все органы человека находятся в состоянии баланса, он здоров, а вот появление симптомов и признаков свидетельствует о нарушении этого баланса, а это и есть болезнь с точки зрения китайской медицины. Если спросить ребенка, кто виноват в том, что мы болеем? То конечно же, на первом месте ответов в опросе будет плохая погода! Древние китайцы, как дети, тоже были того же мнения.
Поэтому первая очевидная причина заболеваний в те древние времена стала плохая погода - холод, жар, сухость, сырость, ветер и летний зной (огонь). Назовем их Наружными патогенными факторами.
Отклонения погоды от нормы всегда вызывали вспышки заболеваний. Наружный Патогенный фактор атакует Наружный слой нашего тела (кожа, мышцы и сухожилия) вызывая различные, в том числе простудные заболевания. Если его вовремя и быстро не изгнать, он проникает глубже и становится Внутренним патогенным фактором, который поражает внутренние органы.
Вторая, менее очевидная тогда, но наверное самая актуальная сейчас причина - это наши эмоции - гнев, радость, грусть, тревога, задумчивость, страх и шок. Еще древние заметили, что человек, одержимый какой-либо одной эмоцией неизбежно начинает болеть.
Ну и третья, не менее актуальная в наше время - образ жизни - физические и умственные перегрузки, недостаточная физическая активность, чрезмерная сексуальная активность, погрешности в диете. Что же происходит, когда мы заболеваем?
Первое. Наружные или Внутренние Патогенные факторы, воздействует на три основные жизненные субстанции - Ци, кровь и жидкости тела и приводят к нарушению их движения и распределения по телу.
Второе. Нарушение движения и распределения Ци, крови и жидкостей тела приводит к нарушению баланса в организме и в его отдельных органах.
Третье. Нарушение баланса приводит к появлению симптомов и признаков, характерных для этого дисбаланса.
За несколько тысяч лет существования и развития китайской медицины был накоплен колоссальный опыт в анализе причин и взаимосвязи дисбаланса в конкретном органе или системе и связанных с ним симптомов и признаков.
Диагностика. На основании симптомов и признаков, выявляемых в процессе диагностики - осмотра, опроса, выслушивания и вынюхивания, а также ощупывания пациента, доктор устанавливает рисунок заболевания (паттерн или несколько паттернов) и определяет характер и место дисбаланса. Характер дисбаланса определяется по восьми диагностическим критериям и состоянию: Ци, крови и жидкостей тела с указанием локализации проблемы (в определенном органе) и характерных симптомов и признаков, что дает нам рисунок заболевания (паттерн, или синдром).
Пример описания дисбаланса органа (паттерн) в китайской медицине выглядит следующим образом:
- недостаток Ци селезенки (усталость, плохой аппетит, слабый стул);
- застой крови сердца (острая боль в груди, синюшные губы, пурпурно-красный язык);
- недостаток Инь почек (ломота в пояснице, ночная потливость); - недостаток Ян почек (ломота в пояснице, ощущение холода, бледная и обильная моча, отечность ног);
- сырость-жар желчного пузыря (ощущение полноты в подреберьях, горький привкус во рту, толстый желтый клейкий налет на языке).
Лечение.
Устранение причин заболеваний - (Наружные патогенные факторы, семь эмоций, диета и образ жизни) - это задача пациента, а вот восстановление баланса является ключевой задачей лечения в китайской медицине. Главный принцип лечения - при состоянии холода надо согревать - при состоянии жара нужно охлаждать, недостаток надо восполнять, избыток надо выводить. Как только доктор поставил диагноз с использованием дифференциальной диагностики по 21 состоянию, сразу понятна стратегия лечения - всего 21 возможное действие или их комбинация по коррекции состояния.
Траволечение:
Для лечения и раньше использовались травы, и древние знахари замечали, что отвар некоторых трав согревает, а других - охлаждает, что отвар сладких и кислых трав тонизирует и быстро убирают ощущение пустоты, а горьких и острых вызывают потоотделение или рвоту, стул или мочеиспускание (дренирование), а также рассеиваетзастой и облегчают ощущение полноты. Отвар других трав просто гармонизирует состояние и убирает противоречивые ощущения.
В соответствии с этими наблюдениями со временем были сформулированы восемь базовых методов лечения:
1. Потоотделение,
2. Рвота,
3. Дренирование (Послабление),
4. Гармонизация,
5. Согревание,
6. Охлаждение,
7. Тонизация
8. Рассеивание.
Для каждой травы древние доктора определили основные характеристики, которые помогали им правильно подобрать траву для лечения:
Первая - Природа - охлаждающая или согревающая,
Вторая - Вкус - сладкий и кислый - восполняющие, горький и острый - выводящие, соленый - растворяющий,
Третья - Тропность - влияние на соответствующую функциональную систему,
Четвертая - Действие на основные жизненные субстанции,
Пятая - Симптомы, которые устраняются приемом этой травы.
А еще они разложили все травы по «полочкам» в соответствии с восемью методами лечения, а также действием трав на основные жизненные субстанции (Ци, кровь и жидкости тела). Постепенно, по мере накопления опыта, древние доктора научились сочетать различные травы вместе, появились излюбленные сочетания, хорошо помогавшие пациентам в различных состояниях. Сочетания назвали «Прописями».
Сначала это были простые сочетания из двух трав, потом из трех, далее стали комбинировать «двойки» и «тройки» и научились составлять сложные прописи. Появилась своя система составления прописей, где был главный компонент (трава или несколько трав), решавший основную задачу прописи, его заместитель, помогающий решать главную задачу, помощник, основной задачей которого было ослаблять негативный эффект основных трав на другие органы, и проводник, облегчающий решение задач всем остальным травам.
Именно из анализа системы категоризации трав становится ясной и понятной вся сущность китайской медицины, ведь что диагностируем, то и лечим, т. е. каждому состоянию соответствует свое действие, а как мы определили выше, состояний всего двадцать одно, а значит и действий необходимо тоже двадцать одно. В этом легко убедиться, достаточно открыть любой справочник по лекарственному растительному сырью или готовым рецептам (прописям) китайской медицины, где и травы и прописи распределены по разделам и подразделам по характеру их действия, которых действительно двадцать одно, а также выделены в отдельные разделы отдельные категории прописей – кровеостанавливаюшие, приводящие в сознание, убирающие застой пищи и убивающие паразитов прописи.
Точное соответствие прописи текущему состоянию пациента - подобие, как и в гомеопатии, часто приводит к ошеломительным результатам в виде улучшения состояния сразу после первого приема отвара. Готовить отвар в домашних условиях хлопотно и при нынешнем темпе жизни практически нереально.
Еще китайцы стали производить первые медовые пилюли, представляющие собой мелко измельченные в ступе травы, перемешанные с небольшим количеством меда.
Рациональные японцы первые начали производить концентрированные пилюли из лекарственных трав путем многократного отваривания и упаривания их до определенной консистенции. В современных пилюлях степень концентрации соответствует 5-ти, что позволяет в такое же количество раз снизить суточную дозировку.
Только лишь в одной из имеющихся - в профессиональной серии фитопрепаратов "Формула пяти элементов" их представлено около 60-ти. Удобная цветная и цифровая маркировка фитопрепаратов этой серии позволяет легко ориентироваться в выборе препарата, соответствующего Вашему состоянию.
Акупунктура:
Акупунктура эволюционировала несколько тысяч лет и продолжает развиваться. Любая научная теория опирается на две основных составляющих: эмпирические факты и объяснительную модель. За тысячелетия китайцы накопили огромное количество эмпирических фактов о взаимосвязи различных частей поверхности человеческого тела между собой и с внутренними органами.
Именно в попытке объяснить эту взаимосвязь древние лекари сформули-ровали теорию «Каналов» (Цзин-Ло), основанную на гениальном для того времени предположении древних китайцев, что есть некая неведомая основа всем жизненным процессам в организме, названная Ци.
При этом произошел переход от понятия Ци, как ощущения (проявление о отражение всех жизненных процессов в организме), к понятию Ци, как основы этих процессов. Именно на этой идее, где Ци является основой всех процессов в организме, и разработана в дальнейшем вся теория ТКМ. Теория каналов стала "краеугольным камнем" теории ТКМ. В рамках этой теории Ци двигается по особым сайтам, соединяющим акупунктурные точки, воздействие на которые приводит к восстановлению баланса в соответствующих органах.
Все попытки предпринимаемые современной наукой в Китае и других странах, в том числе и России подтвердить традиционную теорию «каналов» и по поиску их анатомического подобия ни к чему не привели, несмотря на огромные средства потраченные на эти исследования. Этот результат не опровергает данную теорию, а лишь подтверждает, что речь идёт не о вещественной субстанции, а о духовной, которая не может быть обнаружена методами материалистической науки и техники, как не может быть ум человека виден при вскрытии его черепа.
Первые акупунктурные точки были выявлены при осмотре пациентов как пульсирующие точки (на самом деле это были места поверхностного расположения артерий), которую, по мнению древних врачей, вызывала жизненная сила - Ци. Наличие или отсутствие Ци (пульсации) определяло, жив пациент или мертв. Считалось, что все части тела связаны сайтами или сосудами Ци. Пальпацией пульсирующих точек по всему телу врачи диагностировали состояние больного. Поскольку пульсация чувствовалась не по всей длине сайта, а только в определенных точках, врачи соединяли их в воображаемый канал, тем самым «дорисовывая» его невидимую часть. Недаром иероглиф «май», обозначающий канал, также обозначает и кровеносный сосуд.
В разные времена разные врачи соединяли точки по-разному, и отсюда – все многообразие теорий каналов и меридианов. Воздействие на эти точки приводило к облегчению состояния пациентов и восстановлению баланса.
В Трактате желтого Императора о внутреннем (Хуан Ди Нэй Цзин), составленном приблизительно между 206 г. до н.э. и 220 г. до н.э. были обобщены существующие до этого многочисленные теории, основанные на движении Ци по сайтам. Трактат стал знаковым событием в истории древней медицины и по сей день не потерял актуальности и используется как учебник по акупунктуре по всему миру. После появления Трактата акупунктура не остановилась в своем развитии: число теорий, точек и каналов все увеличивалось.
Классическая акупунктура, которая дошла до нас, представляет собой смесь ценных теорий и огромного клинического опыта с примитивными представлениями и неполными объяснительными моделями.
Уже более 50 лет ученые применяют последние технологические и научные достижения в исследовании физиологических и молекулярных механизмов акупунктуры, но студенты и специалисты, которые хотят изучать акупунктуру, все еще учатся по Трактату Желтого Императора и учебникам, написанным на его основе, потому что теория «Каналов» (Цзин-Ло) - сохранила огромный эмпирический опыт предыдущих поколений китайских докторов.
Главная ценность китайской акупунктуры и об этом говорят сами китайцы - это колоссальный эмпирический опыт, подтверждающий связь между отдельными точками на поверхности тела между собой и с внутренними органами. Эта связь проявляется при том или ином воздействии на точку изменением состояния внутренних органов в соответствии с 21-м критерием дифференциальной диагностики и устранением характерных для этого состояния симптомов и признаков.
Становление рефлексотерапиии в нашей стране началось в 1957 году и было не простым. Отечественные врачи из целостной системы врачевания пока что усвоили только один метод - акупунктуру. В итоге, в рефлексотерапии не осталось и следа от традиционной дифференциальной диагностики, которая вместе с огромным эмпирическим опытом и является главной ценностью китайской медицины и определяет эффективность лечения. В конечном счёте в «багаже знаний» отечественного рефлексотерапевта имеется лишь рецептурный справочник точек для укалывания по нозологиям, описание топографии и симптоматики этих точек, скромные рекомендации по месту, методу и моменту воздействия и представление о философских категориях Инь Ян и теории У-Син. А дальше он остаётся один на один с пациентом, лечит «недостаток» или «избыток» Ци в «сайте» и методом проб и ошибок набирает клинический опыт.
В теории ТКМ, основанной на богатом эмпирическом опыте утверждается, что проблемы акупунктурного сайта могут быть связаны, а могут и не быть связаны с проблемами связанного с каналом внутреннего органа. Аналогично и для внутреннего органа, проблемы которого могут отражаться или нет на акупунктурном сайте.
До сих пор современная физика не добралась до понимания полевой структуры, ассоциируемой с понятием Ци в китайской медицине. С другой стороны, рассуждения о Ци в китайской философии и медицине не соответствуют современному уровню развития естествознания.
Идея акупунктурных точек - как узлов в квантово-волновом каркасе человеческого тела, который складывается из излучения каждой клетки нашего организма - идея излучения впервые была высказана русским ученым Петром Гаряевым при исследовании генома человека. Подтверждение того, что каждая клетка содержит полную информацию об организме - это возможность клонирования. Это также объяснят наличие «систем соответствия» в различных зонах тела.
Не надо отбрасывать ценный, наработанный тысячелетиями эмпирический опыт и гениальную в свой простоте традиционную дифференциальную диагностику, что дает возможность использовать в лечебной работе не только акупунктуру, но и другой метод традиционной китайской медицины - фитотерапию.
Что же мы - русские православные люди можем почерпнуть из Традиционной китайской медицины:
- Гениально простую систему оценки состояния гомеостаза (баланса) организма и его отдельных органов, с помощью всего лишь 21 критерия дифференциальной диагностики, которые определяет и состояние и действие по его коррекции, единые как для траволечения, так и для иглоукалывания и других методов воздействия.
- Согласно теории китайской медицины считается, что болезнь – это нарушение равновесия в одной или нескольких функциональных системах, что проявляется симптомами и признаками, свидетельствующими о нарушении этого баланса, которое описывается с помощью 21 критерия дифференциальной диагностики. За несколько тысяч лет существования и развития китайской медицины был накоплен колоссальный опыт в анализе взаимосвязи дисбаланса в конкретном органе (описанного на основе 21 критерия) и связанных с ним симптомов и признаков.
- Отработанный тысячелетиями опыт использования отдельных трав и их композиций для коррекции состояния, опять же на основе 21 критерия дифференциальной диагностики.
- Бесценный эмпирический опыт, подтверждающий связь между отдельными точками на поверхности тела между собой и с внутренними органами. Эта связь проявляется при том или ином воздействии на точку изменением состояния внутренних органов в соответствии с 21 критерием дифференциальной диагностики и устранением характерных для этого состояния симптомов и признаков.
Основной вывод от перспективного обзора методов ТКМ с точки зрения духовного подхода, свойственного верующему православному христианину заключается в том, что эта лечебная школа основана на богатейшем практическом опыте наблюдений за человеческим организмом в его различных состояниях здоровья и болезни.
Она не перегружена философскими и духовными семенами враждебных православию языческих и антихристианских учений и религий.
Она не противоречит основным положениям христианских антропологии, сотериологии и экклезиологии.
Она сама по себе не приводит к духовному повреждению прибегающего к помощи этой системы врачевания православного человека, к гибели его души и не вредит делу его спасения.
В ряде случаев применение методов ТКМ может обеспечить более простое - менее высокотехнологичное, дешёвое, быстрое и качественное лечение, чем методы современной конвенциональной медицины.
Ссылки на источники:
1. Современный взгляд на теорию традиционной китайской медицины, https://byshen.ru/about/stati/sovremennyiy-vzglyad-na-tkm
2. Фасция и энергия жизни, https://zen.yandex.ru/id/5cda6e445a6e0400b34f7978
3. Витали́зм, Из Википедии — свободной энциклопедии, https://vikent.ru/author/2259/
4. БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", сер. "Духовное наследие русского зарубежья", изд. Сретенского мон.,2006 г., https://pravoslavie.ru/2477.html
Sabbas.Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Куда пойти лечиться больному христианину.