«А вот и споры наших профессоров Томского университета Коркунова и Курлова о тибетской медицине Бадмаева. Споры ожесточенные и жестокие. Если официальная медицина нападала на Бадмаева, то голоса лиц, лично встречавшихся с ним и получивших облегчение от его лекарств, были отважными защитниками «тибетского знахаря», как его называли. А затем уже и из медицинского лагеря начались признания полезности восточной медицины и в отношении рака, и туберкулеза, и других бичей человечества. Жаль, что наступившие общественные и государственные смятения помешали тогда же более систематично углубиться в эти полезные области» (Н.К.Рерих) [1].
Петр Александрович Бадмаев (1849-1920) – знаменитый врач и диагност, политический и общественный деятель – был незаслуженно забыт почти на 70 лет. В настоящее время и его имя и тибетская медицина приобретают все большую популярность, и в то же время появляется множество шарлатанов и прочих «специалистов». Кроме того, существует много серьезных разногласий между преемниками его научного наследия. Но разбор этих вопросов не является целью этой статьи.
Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев – монгол по происхождению, был самым младшим, седьмым сыном скотовода Засогола Батмы. Семья Батмы считалась потомственной в восьмом колене Чингисхана по женской линии.; Батма (по-монгольски - цветок лотоса), — так звали любимую дочь Чингиз-Хана. Самый старший из братьев Сультим был эмчи-ламой (тибетским врачом) Степной думы. В последствии, при крещении Сультим сменил свое имя на русское Александр.
В 12 лет Жамсаран был отдан в иркутскую гимназию. Окончив курс, он уехал в Санкт-Петербург, к своему брату, который в это время содержал в столице аптеку и занимался лечением методом, основанным на принципах тибетской медицины.
С 1871 по 1875 год Жамсаран учился в Санкт-Петербургском университете, на факультете восточных языков по китайско-монголо-маньчжурскому разряду. Одновременно он начал посещать лекции в Медико-хирургической Академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов.
По примеру брата, Жамсаран крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра I. Его крестным отцом стал цесаревич, будущий император Александр III. Петр Александрович заочно успешно сдал экзамены в Академии, но не стал получать диплом, так как, по правилам того времени, выпускник должен был дать клятву, что будет лечить пациентов только известными европейской науке средствами. А Бадмаев решил посвятить себя тибетской медицине.
По окончании университета, Петру предложили должность чиновника 8 класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи, которая была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет. Это отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд - Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета. Рукопись представляла собой длинные манускрипты, которые следовало читать не слева направо, а сверху вниз.
Он ездил с поручениями своего департамента в Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами - знатоками врачебной науки Тибета, стремясь перенять у них как можно больше. Фамилия Батмы и принадлежность к одной из ветвей рода Чингиз-Хана открывала ему все двери.
Во время этих поездок Петр Александрович знакомился с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз его позднее подтвердился).
В Тибете сходились интересы трех империй: России, Великобритании и Китая. Первые связи с Тибетом устанавливала еще Екатерина II. Начиная с конца XIX века, к Тибету проявляет большой интерес Англия, которая стремилась таким образом обезопасить свои позиции в Индии. Здесь в Тибете английским интересам реально противостоял только Китай. Англичанам удалось оттеснить своего восточного конкурента, закрепиться в Тибете и переориентировать его экономику на Индию. Подобная "наступательная" политика не могла не тревожить Санкт-Петербург. П.А.Бадмаев выступил с рядом грандиозных политических и экономических проектов (мирное присоединение к России Китая, Тибета и Монголии, разработка золотых приисков, строительство трансмонгольской железной дороги и т. п.).
27 февраля 1893 года на стол российского императора лег документ, озаглавленный как "Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке" [2]. В нем подробно излагался процесс колониального движения России в Азии и возможность присоединения к русским владениям Монголии, Китая и Тибета мирным путем. Александр III так отозвался о планах Бадмаева: "Все это так ново, оригинально, что с трудом верится в возможность осуществления..." Но затем император пошел ему навстречу и приказал выдать два миллиона.
Бадмаев немедленно приступил к действию, и 11 ноября 1893 года в Петербурге был основан торговый дом "Бадмаев и К". Сам же он вскоре после этого направился в Читу, где и была организована главная контора компании, которая вместе с тем являлась чем-то вроде штаба для предполагаемого "завоевания Монголии, Китая и Тибета". На первых порах работа Бадмаева проявилась, главным образом, в подготовке "экономического завоевания" указанных стран. "Торговый дом" организовал в Чите обширное промысловое скотоводческое хозяйство, закупил громадное количество верблюдов для перевозки грузов, арендовал земли у бурят и монголов, открыл несколько лавок в степях и даже завел в Чите типографию, которая в ноябре 1895 года начала издавать газету "Жизнь в Восточной окраине" на русском и монголо-бурятском языках.
Потом Бадмаев направился в Пекин, встречался там со многими князьями и ламами и знакомился с их взглядами на маньчжурскую династию. Сюда же, в Пекин, съезжались для доклада Бадмаеву агенты, разосланные им в разные места Китая. Но затем министр финансов отказался выдать Бадмаеву новую, запрошенную им, ссуду. В результате торговый дом "Бадмаев и К" прогорел и затея "завоевания" Востока провалилась.
Наряду с этим П.А. Бадмаев занимался благотворительной и просветительской деятельностью. Он анонимно жертвовал средства на строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге. Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят. Петр Александрович содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики. Детей в школу обычно присылали родители из Забайкалья. Содержание и обучение в ней П.А. Бадмаев брал на себя. В 1897 году он ввел преподавание Закона Божьего. Условием обучения в школе было принятие крещения учеником, что порой создавало конфликтные ситуации. Некоторые из учеников отказывались это сделать и покидали школу.
Петр Александрович обращался с ходатайством об открытии пяти медицинских семилетних школ при дацанах для бурятского населения Восточной Сибири. Но ему разрешили открыть только две медицинские школы для бурят и одну для калмыков. Кроме того, в Петербурге, рядом с собственным домом Бадмаева было построено здание санатория, где проходили курс лечения его пациенты, хранились и готовились лекарственные препараты тибетской медицины.
П.А. Бадмаев поддерживал тесные отношения со своими родственниками из Забайкалья, приезжал на родину и был в курсе событий в Сибири. Буряты, приезжая в Петербург по делам или на учебу, обращались к влиятельному земляку за советом, содействием или помощью в решении своих вопросов и насущных проблем. В свою очередь, из Забайкалья, Монголии и Китая от соотечественников он получал лекарственные травы и препараты для приготовления лекарств тибетской медицины, а также книги и рукописи на монгольском и тибетском языках.
Но положение самого Бадмаева среди бурят было довольно своеобразным и противоречивым. Приняв крещение, он строил в Забайкалье православные храмы, но одновременно сотрудничал с представителями ламаистской иерархии, оказывал им помощь и поддержку, которую не афишировал.
Спустя пятнадцать лет Петр Бадмаев покинул министерство и отдал все свои силы тибетской медицине. В 1898 году вышло первое издание книги «Жуд-Ши» на русском языке [3].
В лечении больного очень важно правильно поставить диагноз. В этом Петру Александровичу не было равных. Обычно, встречая больного, он говорил: " Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня...", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора (а вера во врача и безусловное ему послушание - одно из требований врачебной науки Тибета). Большую роль тут, конечно, играли опыт и врачебная интуиция. Но тибетская медицина использует и такие объективные данные как цвет кожи, голос и наконец пульс (существуют сотни оттенков пульса, понятные врачу). Если и эти данные не дают полной картины, то тибетский врач приступает к методичному расспросу больного, но при этом не спрашивает у пациента, что у него болит, а интересуется, например, какое у него ощущение после принятия пищи, какой вкус во рту и т.п.
Не смотря на то, что европейская и тибетская медицина имеют одну цель - оказание помощи больному, методы лечения и диагностирования их различны. И если европейский врач лишь констатирует, скажем, воспаление аппендицита или увеличение печени, или появление опухоли, то тибетский врач может предсказать появление болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее своими советами и лекарствами.
Тибетские лекарства отличаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они полностью исключают применение химикатов. В их состав входят главным образом травы, произрастающие в Агинской степи Монголии, Тибете, а также плоды деревьев и минералы. Назначение этих лекарств состоит не в том, чтобы убить какие-то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан чистой воды. П. А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас пространство, коль скоро наш организм нуждается в нем.
Удивляла его работоспособность. И в преклонном возрасте он трудился по 18 часов в день. Бадмаев выработал в себе привычку через три - четыре часа работы засыпать на 10 - 15 минут. Поэтому его ум был всегда свеж и восприимчив.
Несмотря на всю свою занятость врачебным делом, П.А.Бадмаев всегда беспокоился о благополучии и процветании России. Так, 10 июля 1916г. в «Памятной записке» Николаю II он пишет: «…для отдельных народностей, уже проживающих в пределах Российской империи, является наиболее целесообразным и полное слияние с империей при условиях сохранения своей национальной самобытности. Ставя свои интересы вполне солидарными с интересами империи, отдельные народности должны делать приобретения полностью тех же прав, какими пользуется коренное население, сохраняя свое национальное самоопределение в области религиозной, культурной и экономической.» А 8 февраля 1917г. в письме императору указывает на огромное значение для России незамерзающего мурманского порта, предлагает проложить трехсоткилометровую ветку для соединения мурманской железной дороги с Транссибирской, а также увеличить пропускную способность мурманской дороги созданием второй колеи.
По своим убеждениям П.А.Бадмаев был монархистом и человеком весьма консервативным. Ему было трудно смириться с новой властью. У него и с прежней, царской властью случались конфликты. К примеру, в 1916 г. он выгнал из своего дома министра внутренних дел А. Д. Протопопова, хотя знал, что тот легко может «убрать» его с помощью секретных агентов.
По распоряжению Временного правительства 13 августа 1917г. Бадмаев был выслан за границу, но вскоре вернулся в Россию. В последние годы жизни ЧК многократно подвергала его кратковременным арестам. Но каждый раз еговыручали пациенты, среди которых были и большевики, члены РСДРП со дня основания партии. Известен случай, когда его из тюрьмы освободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием.
Петр Александрович легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы японское подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд с семьей в Японию. Но Петр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.
В общей сложности П.А. Бадмаев провел в заключении (при Временном правительстве - в Свеаборге, при большевиках - на Шпалерной, в Военной тюрьме, в Чесменском лагере, где переболел тифом, и в Крестах) около года. В последний раз был арестован тяжелобольным, доставлен в Кресты на носилках и через 2 недели (по-видимому, как безнадежно больной) освобожден. Умер он дома, в кругу семьи. Петр Александрович Бадмаев похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.
Литература
Гусев Б. Петр Бадмаев. Крестник императора, целитель, дипломат. — М., 2000.
Кузьмин Ю.В. Тайны доктора П.А. Бадмаева. — Иркутск, 2003.
Полищук Н.Н. Тибетская медицина в России. – СПб; ИК «Невский проспект», 2003.
Примечания
1. «Ко времени». Николай Рерих «Листы дневника» 1т. М.Ц.Р. Москва, 1999г.
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: А. Бадмаев – врач, политик и общественный деятель.