Этьен-Жан Жорже: ученик Эскироля, защитник убийц, оправдатель матки и заказчик портретов сумасшедших

Если вы успели обратить внимание, до Эскироля и его обходов и лекций в стенах Шарантона и Сальпетриера не было ни одного психиатра, которого можно было бы считать настоящим основателем настоящей же школы психиатрии. Нет, были гранды этого искусства и их последователи, но преемственность больше напоминала таковую, когда мастер берёт себе ученика или двух и передает им основы, а затем и настоящие секреты своей профессии. Даже если вспомнить Филиппа Пинеля, обнаружится, что он лишь обозначил ряд новых для психиатрии идей, испытал их на практике — и оставил Эскиролю, своему ученику (такому же личному, такому же подмастерью, как и в большинстве прочих случаев) продолжать дело.

Эскироль же подошёл к вопросу основательно. Есть более-менее чёткое понимание и видение сути психических заболеваний, закономерностей их развития, подходов к лечению и содержанию пациентов в стенах больницы? Давайте делиться этим пониманием с коллегами и искать единомышленников. Есть практический опыт управления сумасшедшим домом нового образца, без кандалов и цепей? Давайте распространять его там, где к этому созрели объективные условия. А там и бывшие ученики порадуют своими достижениями и открытиями. Чем не школа? Не личное ученичество, не цех, не гильдия, а именно школа.

И ученики, которые приходили на лекции и на врачебные обходы, не подкачали.

К примеру, Этьен-Жан Жорже. Всего 12 лет (старшие коллеги согласятся, что это не так уж много) было у молодого уроженца Вернона-на Брене и выпускника Турского медицинского факультета на то, чтобы оставить след в психиатрии. С 1816 года, когда он приехал после университета в Париж и начал работать в Сальпетриере, и по 1826 год, когда он сгорел от туберкулёза. А успел Этьен-Жан немало.

Про его «Трактат о помешательстве», в котором он особо отметил, что что любое душевное заболевание, осложнённое параличем, абсолютно неблагоприятно по прогнозу, я уже упоминал. Но не паралитиками едиными был полон Сальпетриер, и интерес Жорже, соответственно, ими не исчерпывался.

Годом позже «Трактата о помешательстве» Жорже пишет двухтомный труд об изучении физиологии мозга и нервной системы. И в этом труде он довольно подробно останавливается на таком явлении, как истерия. Если вы помните, и название этой группы психических расстройств, и устоявшиеся взгляды на их природу достались в наследство ещё от античных авторов: дескать, это всё матка, Hystera, виновата. Как, понимаете, взбесится, как пойдёт гулять по всему организму, как начнёт безобразия хулиганить и непотребного требовать — в общем, просто беда с ней. Жорже собрал обширный материал, касающихся женщин с болезнями матки, и обнаружил, что далеко не все из них истерички. И, наоборот, те, кому матку удалили, вполне могли выдавать и истерические припадки, и истерическую слепоту, и прочие виды истерии. Ну и как это понимать? То больная матка есть, а истерии нет, то матки нет, а истерия — вот она. А ещё (только тсс, это в те времена было большой научной тайной!) встречаются мужчины-истерики. Как они-то умудряются? Значит, матка-то и не причём? И ведь коллеги уже про то и ранее догадывались, но как-то невнятно свои догадки излагали. Этьен-Жан был более последователен: мол, давайте всё же признаем, что истерия от нервов приключается, и назовём её, к примеру, «конвульсивной церебропатией»:

«Размещение так называемых истерических симптомов в матке кажется мне настолько абсурдным и смехотворным, что я буду с беспокойством сражаться, пока этой истине не уделят внимание современные авторы»

Увы, министерство внутренних дел Франции (да-да, просвещённой и вполне себе революционной Франции) сочло труды Жорже уж слишком радикальными, материалистичными и антиклерикальными. Впрочем, не только новое видение истерии было тому причиной: Жорже умудрился влезть туда, где психиатрия пересекалась с политикой.

Дело в том, что, продолжая работать над классификацией Пинеля, Жорже увлёкся изучением мономаний (то есть, такого вида психических расстройств, когда главенствующим, если не единственным симптомом выступает бред). Он выделил, как отдельные их разновидности, теоманию (или религиозную одержимость), эротоманию, демономанию (или одержимость демонами), а также  «homicide monomanie», или «мономанию убийства». И тут Этьен-Жану пришлось всерьёз пободаться с властями.

Дело в том, что в тот период в Париже происходят несколько громких убийств.

Вот, к примеру, Луи Огюст Папавуан. Из хорошей небедной семьи (отец — фабрикант с солидным состоянием), да и у самого карьера не из последних, поскольку служил в морском ведомстве.

Обратите внимание: Убийцы в белых халатах - для чего на самом деле существуют врачи..

На такого и не подумаешь плохого. Да никто и не думал. И осенью 1824 года в Париж он приехал по вполне себе важным и нужным делам: коммерция, господа, коммерция. И прогулка по парку ничего такого не предвещала. И вдруг — как гром среди ясного неба: убиты два малых ребёнка! Зверски, беспричинно! Во время следствия Папавуан сначала разводит сентенции о политике — хотел-де династию Бурбонов прервать, детей герцогини Беррийской, что приходилась невесткой королю Карлу X, уничтожить. Потом перевёл стрелки на острое помутнение рассудка: не ведал, мол, что творил!

Или дело вампира-винодела. Тот поначалу без видимых причин порвал все связи с внешним миром (хотя винные погреба с большими бочками, полными живительной влаги, да висящие где-нибудь по соседству колбасы, окорока, да стеллажи с сыром... ну вы понимаете). Ну порвал и порвал — мало ли какие проблемы у человека. Опомнились, когда пропала девушка. И когда стало известно, что этот винодел-отшельник её не просто убил, но и пил её кровь.

Или случай Генриетты Корнье, что 4 ноября 1825 года всколыхнул не то что Париж — всю Францию. Генриетта присматривала за дочерью соседки, девочкой по имени Фанни Белон 19 месяцев от роду. 4 ноября Генриетта перерезала малышке горло, отрезала голову и четверть часа сидела неподвижно над трупом ребёнка. Когда вернулась мать, Генриетта доложила: «Ваш ребёнок умер». Мать в ужасе попыталась прорваться в комнату. Корнье же на её глазах взяла фартук, в который была завёрнута отрезанная голова, и выбросила свёрток в окно. «Почему?!» - вскричала мать. «Такова идея» - безэмоционально ответила Корнье. И в дальнейшем на все вопросы отвечала лишь: «Это заслуживает смертной казни».

Тут надо напомнить, что в 1810 году в новом уголовном кодексе, принятом в стране, появляется 64-я статья: если в момент совершения деяния субъект находился в состоянии помутнения рассудка, то преступления нет, так как субъект не ведал, что он творил, следовательно, не может нести ответственности за него.

Эти три дела, не считая других, рассматривались с привлечением Эскироля и его учеников. Жорже пишет брошюру, в которой предлагает судьям не казнить убийц, а поместить их в Бисетр или Сальпетриер. Но во всех этих и других громких случаях его просто не стали слушать, и приговор оказался суров. Вернее, ровно таков, какого ожидала публика. Полагаю, судей бы просто не поняли, прислушайся они к увещеваниям Жорже. Самому же Этьен-Жану ещё не раз попеняют на его... да-да, тот самый радикализм, материалистичность и антиклерикальность. Ишь, убийц он в сумасшедший дом хотел спрятать! Ишь, матка у истеричек не при чём!

Пожалуй, стоит отдельно отметить ещё одну заслугу Жорже: это он в самом начале 1820-х закажет Жерико (Жан Луи Андре Теодор, прошу любить, жаловать и не путаться), уже скандально знаменитому своим «Плотом «Медузы»», серию портретов пациентов с различными видами мономании: дескать, будет что показывать и на чём наглядно учить студентов. Так родится серия из 10 картин, включая похитителя детей,  клептомана, азартного игрока и «Гиены Сальпетриера», или женщины, снедаемой завистью.

"Гиена Сальпетриера"Портрет клептомана

Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.

P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное — внимательный и корректный психиатр — обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Этьен-Жан Жорже: ученик Эскироля, защитник убийц, оправдатель матки и заказчик портретов сумасшедших.