Как тесты на антитела к коронавирусу повышают беспечность и стоит ли слепо полагаться на вакцину
Новая волна (третья? четвертая? вторая? — как считать, по мне — это не важно) коронавирусной эпидемии пришла в Москву. Ситуация ухудшилась взрывным ростом. Видимо, дело в том, что в Москву просочился новый штамм, который обходит полученные за год защиты. Только за последние полторы недели ковидом заболели шестеро моих близких людей, большая часть из них вакцинирована Спутником или переболела.
Даже официальные цифры заболевших растут со страшной скоростью, и то тут, то там появляются сообщения о заболевших и погибших знаменитостях. Меры усиливаются как городом, так и лечебными учреждениями: в московских клиниках снова расширяются красные зоны.
Беспечность, которую мы приобрели за относительно светлый промежуток, полезно осознать, чтобы от нее избавиться. Память у нас короткая. Страх, который заставлял людей сидеть по домам, подвыветрился, в том числе потому, что есть излишняя надежда на иммунную защиту. Я слышу даже от довольно образованных людей, что они наплевательски относятся к мерам, потому что привились или потому что у них есть антитела. Как видно, это далеко не всегда работает, особенно с новыми штаммами.
Этот текст написан для того, чтобы немного повысить вашу настороженность.
Ни в коем случае не сеять панику, но показать как я, будучи врачом, отношусь к собственной вакцинации и ее эффективности.
Во многом этот пост — про мой личный опыт, но я подкреплю его теоретической информацией и потому, надеюсь, он будет полезен многим.
Итак, начну с истории своей иммунизации, которую давно обещал.
За весь 2020 год я так и не заболел ковидом. У меня было подозрение на какую-то странную болезнь длиною в месяц еще в январе-феврале, но у многих в те смутные времена случались такие подозрения. Многократный анализ на антитела к N-белку, который я сдавал по долгу службы, всегда был отрицательным. То ли я и правда болел какой-то бета-версией ковида, но антитела уже исчезли, то ли, что вероятнее, это был вовсе не он.
Антитела (IgG) к N-белку (нуклеокапсидному) позволяют выявить переболевших, поскольку после ковида они появляются в крови и держатся там несколько месяцев. Ни одна из популярных вакцин от коронавируса не стимулирует выработку этих антител, и они служат свидетельством того, что человек реально переболел или в стадии выздоровления.
Поэтому в начале года я начал иммунизацию Спутником.
Я много писал свои мысли об этой вакцине, а еще больше писали мои уважаемые коллеги Ирина Якутенко и Илья Ясный. Основные тезисы повторю здесь. Поскольку достоверных научных данных об этой вакцине до сих пор нет, то ко всем этим пунктам прошу в уме добавлять «судя по всему».
- Спутник эффективно вызывает выработку антител. У 100% привитых в моем широком окружении антитела достоверно появились. Уже первая доза обычно вызывает появление антител.
- Спутник неплохо бережет от тяжелых форм ковида и госпитализаций.
- Спутник довольно безопасен. По крайней мере, сообщений о достоверной связи Спутника с тяжелыми последствиями не было. Вакцинирована при этом уже вполне репрезентативная выборка (= достаточно большое количество человек для выводов).
- Впрочем, никто эту выборку качественно не изучает, хотя для этого можно было бы как минимум поработать с базой ЕМИАС, где есть прорва информации о вакцинированных, заболевших и корона-позитивных по ПЦР.
- Спутник хуже справляется с вновь возникшими высокозаразными штаммами.
- Спутник можно делать кормящим (уже активно делается, если они умалчивают об этом). Кормящим можно даже живые вакцины, а Спутник — это что-то среднее между живой и инактивированной. Хорошие рассуждения об этом можно прочитать здесь.
- Спутник пока нельзя беременным и детям до 18 лет.
- Пиар Спутника и в целом вакцинации мощно провален нашим государством. Но отношение к государству не стоит перекидывать на все, что оно продвигает. Массовая вакцинация действительно важна — см. ниже, чего добился Израиль массовой вакцинацией Пфайзером.
Итак, я принял для себя личное решение, что несмотря на отсутствие объективных данных, я Спутником привьюсь. И 22 января я сделал первую прививку у себя на работе, в GMS Clinic — Спутником производства Biocad. Примерно через 8 часов я ощутил сильнейшую тряску, которая не сопровождалась ощущением холода или повышенной температуры — она была нормальной. Я лег в кровать, накрылся одеялом для уюта, и через пять минут тряска меня отпустила. Еще через минут 20 я обнаружил, что у меня уже выше 38, и поскольку я плохо переношу температуру, принял ибупрофен и лег спать.
12 февраля, в первый день своего 38-летия, я привился второй дозой. На этот раз я лег спать без проблем, но в 6 утра проснулся от высокой температуры, опять выпил ибупрофен и лег спать.
На этом все видимые эффекты Спутника закончились. Должен сказать, впрочем, что я уже во взрослом возрасте привит почти всеми вакцинами, которыми прививаю детей, — и живыми и неживыми. И ни разу в жизни до Спутника я реакции на вакцинацию не ощущал.
Жена моя перенесла вакцинацию без каких-либо видимых физических проявлений, однако отмечала необычное снижение настроения после обоих уколов.
9 марта я сдал полуколичественный тест на антитела к S-белку в клинике GMS.
Полуколичественный тест на антитела (IgG) к S-белку (спайковому) выявляет антитела как у переболевших, так и у привитых, потому что вакцины вызывают выработку антител именно к этому белку. Полуколичественный тест косвенно показывает содержание антител, но не оценивает точное их количество. Как это делается? Для проведения оценки образец из крови пациента смешивают со специальными реагентами, в результате чего возникает свечение (как у светлячка в брюшке). Минимальная яркость свечения, при которой в образце точно есть антитела, принимается за единицу. Его точное значение известно заранее — это базовая установка для этого теста. Если образец пациента светится слабее — то наличие антител сомнительно или исключено. Если сильнее — антитела точно есть. Свечение можно измерить и сравнить с единицей. Если оно в два раза ярче — результат будет 2, если в 10 раз ярче — 10. Но четкого соответствия между яркостью и количеством нет, поэтому это не означает, что у пациента с результатом 10 в пять раз больше антител, чем у пациента с результатом 2. В целом для нас главное — чтобы результат был выше единицы.
В моем случае результат был 17,24, то есть положительный и достаточно высокий.
Однако таким тестом мы определяем только иммунный ответ, и только один его компонент. Иммунный ответ не равен защите и не равен эффективности вакцины. Эффективность определяется количеством предотвращенных/облегченных случаев, а не антителами. Нет никакого определенного соответствия между уровнем антител и защитой. Думать, что при высоких результатах анализа вы защищены, — опасно, причем не только для вас.
Затем я приехал в Израиль, где единственным способом не сидеть на карантине было доказать, что у тебя есть антитела.
Обратите внимание: В Челябинской области новая инфекционная больница готова принять первых пациентов.
Сам факт вакцинации Спутником они за защиту официально не признают, поэтому по прилету, 1 апреля, я первым делом поехал сдавать анализ. Так у меня появился новый результат — количественный.Количественный тест на антитела (IgG) к S-белку (спайковому) также выявляет переболевших, выздоравливающих и привитых. Он более точен и дает результат в конкретных единицах, что позволяет оценивать динамику антител. Однако системы разных производителей иногда выдают удивительно разные результаты, поэтому для сравнения верно использовать только результаты одной системы. При этом пороговое значение практически везде используется в 50 УЕ/мл.
Итак, я получил результат в 207 УЕ/мл и уже через час вышел из карантина.
Однако антитела — вещь непостоянная. Нам хотелось больших гарантий своей защиты, а также большей свободы перемещения. То есть надо было сделать вакцину, которую будут признавать автоматически, без анализов. Причем не только в Израиле, но и в Европе. Поэтому мы поехали в больничную кассу и попросили сделать нам Pfizer.
Узнав, что мы привиты Спутником, медбратья в один голос нам отказали. Не положено, говорят. Тогда мы показали им сайт Минздрава, где иммунизация Спутником не была перечислена как противопоказание. Они позвонили начальству и отказали снова. Тогда я попросил доктора.
В Израиле, как и во многих других странах с развитой медициной, доктора не имеют отношения к вакцинации. Это задача медсестринской службы, что свидетельствует о здравом отношении к иммунизации как к рутинной манипуляции крайне низкого риска. То, что у нас вакцинацией занимаются врачи, — не медицинская потребность, а ответ на страхи и недоинформированность населения, которое надо успокоить и просветить, а это задача врачебная. Для выявления противопоказаний и выполнения вакцинации по плану достаточно компетенций медицинской сестры.
Итак, пришел врач, который удачно говорил по-русски, и я ему объяснил так. Я знаю, что механизмы действия вакцин разные, иммунный ответ усиливается, а мне как его коллеге важно иметь хорошую защиту. Кроме того, государство Израиль, сказал я, не признает Спутник, так пусть оно защитит нас, своих граждан, тем, что признает.
Доктор согласился и кивнул медбратьям.
9 апреля и 2 мая мы сделали по две прививки Пфайзером. Кроме небольшой болезненности в дельтовидной мышце на следующий день, никаких явных последствий не было.
Какие преимущества Пфайзера перед Спутником известны?
- Более высокая эффективность как в предотвращении болезни, так и в предотвращении тяжелых форм и госпитализаций.
- Более высокая эффективность в отношении новых штаммов.
- Пфайзер можно делать детям с 12 лет (а потихоньку начинают и малышей прививать), а также кормящим и даже беременным.
- Пфайзер не вызывает реакции на вирусы-векторы, потому что их там нет. По этой же причине им можно прививаться потенциально многократно. Спутник — вероятно, вакцина одноразовая, то есть в качестве ревакцинации уже может не сработать. Это еще предстоит изучить.
- Массовая иммунизация Пфайзером позволила остановить эпидемию в Израиле и сохранить количество жертв на минимальном уровне. Сегодня в Израиль вернулся туризм, там отменены маски (кроме школ) — в общем, все выглядит как победа.
- Пфайзер признан во всем мире, что позволяет путешествовать.
8 июня я сделал повторные полуколичественный и количественный тесты на антитела к S-белку. Первый тест показал 26,87 (было 17,24), что говорит о явном подъеме антител после второй серии прививок. Второй показал красивое число 8181,8 УЕ/мл (было 207). Впрочем, сравнивать количественные тесты не вполне корректно, потому что они сделаны на разных системах. Но даже со всеми скидками разница очевидна.
Привившись этими двумя вакцинами, я считаю, что сделал все возможное для своей защиты на сегодня. Прививаться другими доступными вакцинами (ЭпиВакКорона и КовиВак) не собираюсь и вам пока не советую. Все же, если выбирать из российских, то Спутник самый проверенный и надежный на сегодня. Векторовская вакцина провалила испытания, а про чумаковскую вообще ничего толком не известно.
Однако даже находясь под защитой двух вакцин, я не считаю себя неуязвимым для коронавируса. И очень хочу, чтобы вы не считали, что прививка Спутником открывает вам свободу не думать о своей инфекционной безопасности.
Напишу про личный выбор. Мы отказались практически от всех массовых мероприятий, кроме учебы. С этой недели мы не ходим на дни рождения, корпоративы, презентации, свопы и показы. Наконец, мы уехали на дачу.
Не хочу быть алармистом, но разумный совет — сделайте так же. Надо поглядеть, что происходит, и совсем не хочется второй Индии, даже с поправкой на масштабы населения. Знаю, в последнее время мы все вели себя свободнее, и прививки тут, конечно, «помогли», но этот светлый промежуток, похоже, закончился. Нам опять надо стать осторожнее.
Чтобы закончить тему антител, хочу процитировать целиком важную новость с сайта «Эскулап»:
«19 мая 2021 года Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (Food and Drug Administration, FDA, USA) опубликовало заявление, в котором не рекомендует определять антитела к SARS-CoV-2 для оценки наличия иммунитета против СOVID-19 после вакцинации.
FDA отмечает, что тестирование на наличие антител к COVID-19 может быть полезно для выявления лиц, которые подверглись воздействию вируса и у которых в итоге развился иммунный ответ. Однако, для определения наличия иммунитета к COVID-19 среди вакцинированных, данные тесты использоваться не могут.
Это связано в первую очередь с тем, что положительный результат теста на антитела свидетельствует лишь о том, что ранее либо произошло инфицирование вирусом COVID-19, либо была проведена вакцинация. Но это совершенно не означает наличие достаточного иммунитета против вируса.
Помимо этого, до сих пор отсутствуют значимые исследования, оценивающие точность существующих тестов на антитела. Также FDA отмечает, что неправильная интерпретация тестов на антитела несет потенциальный риск того, что будет принято недостаточное количество мер по защите от COVID-19. А это влечет за собой риск заражения окружающих.
Таким образом, возможность точного определения наличия иммунной защиты от COVID-19 по мнению FDA на текущий момент остается под вопросом».
У этого сообщения два важных следствия:
- Не надо проверять наличие антител для решения вопроса о вакцинации. Вакцинироваться надо в положенные сроки после болезни (4-6 мес) или в любое время, если болезнь прошла субклинически — то есть так, что вы и сами не заметили, как перенесли. Динамика результатов тестов на антитела к вакцинации отношения не имеет.
- Наличие антител после вакцинации не означает, что вы защищены и можете ослабить защитные меры. В наших условиях уровень защитных мер должен диктоваться эпидситуацией, то есть количеством заболевших, а не наличием антител.
Лично я в первый раз сдавал на антитела, чтобы не сидеть карантин в Израиле, а второй — из исследовательского интереса. Ни один из этих результатов не влиял на мои решения о вакцинации или о предосторожностях, которые я соблюдаю.
Берегите себя, вы все кому-то очень дороги.
Ваш Федиатр
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Новая волна. Защитят ли нас антитела?.