Сегодня вас ждёт рассказ о далёком уже сезоне 1991 года.
Так получилось, что единственный автомобиль "эры 3.5 литра" с мотором V12 на котором был завоеван титул Чемпиона Мира и Кубок Конструкторов, остаётся в тени. Причем в тени не только своих славных предков (особенно MP4/4), но и болидов команды Williams. Фото: autowp.ruИтак, давайте начнем с того, что с технической точки зрения шасси McLaren было самым отсталым из трех ведущих команд. У Ferrari и Williams к тому времени уже были и полуавтоматические КПП, и антипробуксовочные системы... Ничего этого у McLaren не было, гонщики по прежнему переключали передачи вручную, а за "контроль тяги" отвечала исключительно правая нога пилота. Аэродинамическая концепция так же была крайне консервативной. По сути новый MP4/6, разработанный Нилом Оутли, продолжал концепцию Гордона Марри 1988 года. Основные изменения обычно происходили в области моторов, ведь команда последовательно использовала моторы V6, потом V10 и наконец перешла на V12. Вот и болид 1991 годы "вывели" из прошлогодней MP4/5B.
В общем новый сезон не предвещал команде из Уокенига легкой прогулки. Но за рулём красно-белого болида сидел сам Айртон Сенна. Самый быстрый гонщик Формулы 1 всех времён. И новый сезон начался для McLaren с триумфа - Сенна победил на первых четырех этапах 4 раза подряд! Никогда прежде никому не удавалось достичь подобного результата. Казалось что команду McLaren и Айртона Сенну ждёт лёгкая прогулка за титулом, тем более что его главный конкурент прошлых лет, француз Ален Прост из Феррари, столкнулся с серьезной нехваткой скорости нового болида с индексом 642 и выбыл из борьбы за победы.
Мэнселл? По началу он выглядел не слишком впечатляюще, и в целом почти пол сезона Биг Найдж был не сильно быстрее чем Риккардо Патрезе.
Но победы McLaren Хонда только внешне выглядели лёгкими. На самом деле проблем хватало, и в первую очередь с двигателем.
Двигатель Honda RA121E. Конфигурация: V12, 60°. Рабочий объем: 3,5 литра. Мощность: 770 л.с., при 13700 об/мин. Вес двигателя: 150 кг. Фото: ultimate carpage.comНовейшее детище инженеров из Вако на бумаге выглядело впечатляюще, но на деле оказалось что японский силовой агрегат имеет большой расход топлива, но не имеет достаточной мощности. А максимальные обороты оказались даже ниже чем у прошлогоднего мотора, "всего" 13000 об/мин, против 13800 об/мин годом ранее.
Да и по эластичности новый французский мотор выглядел предпочтительней, к тому же ещё и расходовал меньше топлива.
В середине 80х в формуле 1 вошёл в обиход термин "война моторов". Ведь тогда именно мотор считался главным залогом успеха. В начале 90х ничего не изменилось: двигателям по прежнему старались уделять максимум внимания.
Начиная с пятого этапа в высокогорном Мехико для команды McLaren началась черная полоса. Временами даже болиды Ferrari выглядели быстрей, в частности дебютировавшая во Франции новая Ferrari 643. Фото: Pinterest.comМощность двигателя Honda RA121E неуклонно росла, к тому же японцам удалось несколько снизить расход топлива. Одновременно в Уокинге удалось снизить вес шасси, а в Shell, по примеру Agip и Elf создали "адскую" топливную смесь, добавляющую мотору лошадиных сил.
На Гран-при Великобритании дебютирует версия с увеличенным диаметром цилиндра и укороченным ходом поршня: 86.5/49.6 мм. против 83/53.8 мм. у прежней версии.
Анализ звукозаписи, сделанный Бернаром Дюдо из Renault, показал что Honda удалось поднять максимальные обороты с 14,000 об/мин до 15,000 об/мин. Благодаря "короткоходному" мотору, системе VIS и "адскому" топливу Shell двигатель Honda к концу года прибавил 90 л.с.
По иронии судьбы именно эта версия, причем дважды подряд, (Сильверстоун и Хоккенхайм) оставляла лидера команды - Айртона Сенну без топлива на трассе.
В Бельгии Honda представила еще одно обновление - систему VIS (Variable Induction System - изменяемая геометрия впуска), наделившую двигатель более ровным характером.
Обратите внимание: Юрий Власов - Олимпийский чемпион, писатель - интересные факты из жизни.
И тем не менее показатели японских и французских моторов были очень близки. В конце сезона Хонда RA121E/B располагала 770 л.с., против 760 л.с. у Рено RS3B.Но проблемы были не только с мотором, но и с аэродинамикой! Концепция полностью опущенного пола под передней подвеской не обеспечивала необходимой прижимной силы, поэтому как правило болиды McLaren оснащались большими, чем у конкурентов, передними антикрыльями. (на фото ниже)
Сенна vs Мэнселл. McLaren Honda против Williams Renault. Фото: Pinterest.comЭто вело к снижению максимальной скорости и росту расхода топлива. Замкнутый круг. Как я уже писал выше, Айртон Сенна дважды пострадал от своего прожорливого мотора, "высохнув" в Англии и Германии. А кто победил? Мэнселл, разумеется. Победа в Хоккенхайме стала для Биг Найджа третьей победой подряд, а для Williams уже четвертой!
После двух очень быстрых трасс следовал Хунгароринг - mедленная трасса, почти Монако, только без стен. Теоретически более эластичный мотор в сочетании с полуавтоматической КПП и большая прижимная сила болидов Williams Renault делали Мэнселла фаворитом предстоящего Гран-при. Но титаническая работа команды McLaren Honda наконец начала приносить свои плоды. Для начала Сенна взял поул. Первый, с гран-при Монако (!!!). Столь долгих серий без поулов у Айртона не было с 1987 года.
Итогом гонки стала победа Сенны (причем на неисправной машине - проблемы с КПП). "Запаса прочности" обновленному McLaren Honda хватит до конца сезона. По крайней мере таких провалов как в середине сезона больше не было. Пожалуй что между болидами McLaren MP4/6 и Williams FW14, этого периода, можно поставить знак равенства.
Одно из решающих сражений состоялось во время гран-при Испании. В красивейшем очном поединке колесо в колесо Айртон Сенна... проиграл Мэнселлу! В итоге Биг Найдж победил, а вот Айртон финишировал лишь пятым. Преимущество Сенны в Чемпионате сократилось до 16 очков (85 против 69). Фото: Pinterest.comВпрочем нужно отметить что команда Фрэнка Вильямса приложила немало усилий, что бы ... облегчить Рону Деннису и компании задачу! Один только пит-стоп в Эшториле чего стоил. А если к этому прибавить сходы Мэнселла из-за КПП в Бразилии, из-за блока управления двигателем в Канаде, и проблем с электрикой в Бельгии? Только из-за проблем с техникой Мэнселл лишился как минимум 30 очков.
Но на гран-при Японии все сложилось в пользу Сенны. Мэнселл вылетел с трассы, вплотную преследуя McLaren Айртона. Впрочем позже выяснится что у Williams Мэнселла просто "провалились тормоза".
Гран-при Японии 1991. Через мгновение Айртон Сенна станет Чемпионом мира. Фото: Pinterest.comЧемпионат Мира 1991 года завершился самой короткой в истории Формулы-1 гонкой в Аделаиде (24 минуты 34 секунды) и принес единственный титул мотору V12 "Эры 3,5 литра".
В целом нужно казать что McLaren МП 4/6 Honda был довольно неплохим болидом, но концептуально слишком консервативным. Лишь мастерство Айртона Сенны и фатальное невезение Найджела Мэнселла позволило этому болиду добиться столь высокого результата.
Больше интересных статей здесь: Спорт.
Источник статьи: Неизвестный Чемпион. .