Драки в отечественном кино

- У них там всё немного не так. В смысле, у них там всё точно так же, как и здесь, только немного по-другому.
"Криминальное чтиво"

По вполне понятным причинам (направленностью нашего кино на доброе, хорошее, вечное) боевики у нас снимали крайне редко. Их и сейчас не очень-то снимают, ограничиваясь короткими перестрелками из ПМ, демонстрацией нескольких автоматов, либо, ежели фильм про войну, обильным излиянием дыма от холостых патронов.

И уж тем более, не очень часто в советском кино можно было увидеть применение рукопашного боя. Считается, что первым случаем демонстрации приемов из каратэ стал фильм «Пираты ХХ века». Хотя, честно говоря, кроме демонстрации Тадеушем Касьяновым работы с нунчаками, особенно ничего и не показано. Ну да, Нигматуллин как бы укладывает Еременко парой ударов, что-то показывают в ходе захвата советского судна. Но как такового ни одного поединка в этом фильме нет.

Примерно такая же ситуация с фильмами про десантников – «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Нам показывают тренировку морпехов, несколько приемов самбо и ни одного поединка. Несколько лучше на этом фоне выглядит «Непобедимый», где Ростоцкий борется с разными соперниками, демонстрируя вполне себе достойный уровень подготовки.

Но, поглядев на УЧННсР (удар Чака Норриса ногой с разворота), знаменитый УВДВВШсР (удар Ван Дамма в шпагате с разворота), неистовые схватки Брюса Ли, зритель уже никак не мог удовлетвориться невнятными драками. Тогда и началось кино, в котором наши актеры пытались изобразить нечто вменяемое. С переменным успехом.

«Фанат», 1989 год

Серебряков

В роли главного героя – Алексей Серебряков. Нынче принято ругать эту роль, мол, невооруженным глазом видно, что он не боец. Но нужно понимать одну простую истину – Серебряков на самом деле не боец. Никаких достижений в единоборствах он не имел, и все поединки в фильме он сыграл как актер. И нужно признать, что для актера он сделал это просто прекрасно. У него не было полугодовой подготовки с профессиональными тренерами, как это происходит в Голливуде, максимум – ему показали, что нужно изображать. Но он в отличной физической форме: делает упражнения на пресс на спортплощадке в армии, легко встает на ноги с прыжка, насколько высоко выпрыгивает в сценах, где показывает удар ногой в воздухе.

кадр из фильма "Фанат"

Настоящие мастера

В фильме есть и настоящие мастера. Олег Кантемиров, действительно руководивший школой каратэ в СССР, обладатель 4 дана Японской Федерации Каратэ. Борис Кантемиров, дальний родственник Олега Даурбековича, исполнивший роль «деда» Казбека, мастер спорта, заслуженный тренер России по каратэ. К слову сказать, оказался одним из тех, кто помогал бойцам наших спецподразделений эвакуировать заложников из школы в Беслане, поскольку семья его младшего брата оказалась в их числе. Кроме того, участвовал в конфликте в Южной Осетии, за что имеет две награды. И еще одна интересная фигура – Тимур Азиев «Бибо», исполнивший роль бойца Вышибалы. Говорят, это человек на самом деле огромной силы, в молодости увлекавшийся каратэ. Ныне он работает кузнецом, причем очень неплох в своем деле.

Фильмы постсоветского периода

Далее было немало фильмов, где актеры в той или иной мере показывали элементы разных единоборств, среди которых, конечно, «Америкэн Бой», «…по прозвищу «Зверь», «Болевой приём» (с участием самого Алексея Кадочникова), «Тридцатого уничтожить», «Русский транзит» и «За последней чертой», да много их было.

Александр Песков достаточно убедительно дрался, видимо, занятия спортом в юности дали ему неплохую базу.

кадр из фильма "Америкэн Бой"

Дмитрий Певцов отлично исполнил сцены в «Звере», поскольку долго занимался дзюдо, хотя и не на профессиональном уровне. Что касается Игоря Ливанова и Евгения Сидихина – эти ребята мало того, что много занимались спортом (Ливанов серьезно занимался боксом, Сидихин – неоднократный чемпион города по вольной борьбе), так еще и оба отслужили в армии. Ливанов – в морской пехоте, Сидихин – в танковых войсках, принимал участие в войне в Афганистане. К слову сказать, в известном в свое время проекте «Король ринга» Ливанов выглядел очень достойно, но травмировал руку.

кадр из фильма "Тридцатого уничтожить"

А несомненным победителем этого шоу стал бы вовсе не Запашный, если бы у него были несколько иные правила, а Анатолий Журавлев. Но он вышел на замену, успел победить вышеупомянутого Запашного, посадив его прямым ударом, и не прошел по очкам дальше. А Журавлев, между прочим, чемпион СССР по тхэквондо, хоть и нечасто в кино-то дерется. Зато поставленный удар видно сразу. К слову, Дмитрий Нагиев тоже чемпион СССР, по самбо в юниорах.

«Монах»

Особо хочется упомянуть бездарно снятый фильм «Монах», с очень талантливым спортсменом Джамалом Ажигиреем в главной роли. Джамал является двукратным чемпионом мира, двенадцатикратным – Европы и десятикратным – России по ушу (как спортивному, так и традиционному). Никакая художественная ценность и отвратительное качество съемки, но зато высочайший уровень владения единоборствами – примерно так можно охарактеризовать сей фильм. И, пожалуй, на просторах отечественного кино это самая качественная демонстрация мастерства, в котором Джамал не уступит в технике тому же Джету Ли.

В общем, с драками у нас в кино всё плохо. Хотя, это даже и хорошо. После вспышки интереса на рубеже 80-90-х больше ничего особенного на эту тему не снято. Бывали еще и ужасающие выкидыши на эту тему, наподобие фильма «Я-кукла», в котором лицезреть стоит разве что Ольгу Сумскую, дабы глаз потешить. Да и во всем мире интерес к файтингам поутих. Потому оставим неприятную агрессивную тему в истории и двинемся далее, в совершенно иное направление.

Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский

Также по теме:

Драки в отечественном кино"Только хлопотно это"Марсель Македонский12 декабря 2021Драки в отечественном кино«Америкэн бой»: знай наших!Марсель Македонский16 декабря 2021

#боевики #российские боевики #спортивное кино #драки в кино

Больше интересных статей здесь: Спорт.

Источник статьи: Драки в отечественном кино.