Читая Эрика Бёрна (глава 1): конспект

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых (краткий конспект). ГЛАВА 1.

Деятельность тела отражается на эмоциях, а эмоции выражаются через тело.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ определяет возможности, а также и СРОКИ развития / созревания, 

а СРЕДА определяет, насколько к ним возможно приблизиться.

Бывает 3 крайних типажа людей, выросших из трёх слоёв зародышевой трубки: 

~ внутренние органы / желудок / лёгкие – это эндоморф (внутр.органы живота – viscera), полный тип – поглощение;

~ мускулы / кости – это мезоморф (телесные ткани – soma), широкий тип – подчинение и действие;

~ мозг / ЦНС / кожа – это эктоморф (мозг – cerebrum), длинный тип – это порывистость и экономия энергии.

Обычно в характере человека всё это перемешано более-менее поровну, потому что в эмбриональный период созревает примерно в одинаковом темпе, но иногда случается, что человек преимущественно какого-то одного типа. В бОльшей степени типажность выражается у мужчин, чем у женщин.

Когда человек втягивается в борьбу с самим собой или с окружающим миром, то присущий ему способ вести эту борьбу отчасти определяется его типом: 

~ висцеротоника влечёт на застолья;

~ соматотоника влечет пойти и сделать всё по-своему, хотя лучше было бы не вмешиваться; 

~ церебротоника влечёт уединиться и размышлять.

Анальная стадия типична для эктоморфного типа телосложения, а для висцеротоника – оральная стадия.

Чтобы понять, как что-то устроено, нужно понять / изучить:

~ его структуру (из каких частей состоит и как они соединяются); 

~ его функцию (как это работает);

~ откуда берётся энергия (ресурсы) и как она подводится к надлежащим сайтам.

ЧЕЛОВЕК – это энергетическая система (начало этого понимания заложено Фрейдом, а Фрейд всё же был прав).

Энергию мы получаем из пищи и воздуха;

железы регулируют объём и темп выдачи энергии (щитовидная, надпочечники и половые железы);

мозг направляет целевой расход энергии (как, куда и когда).

Железы – это ускоритель / акселератор, но не сам источник энергии, и при этом железы не имеют никакого отношения к способу применения высвобождаемой энергии. 

Количество и качество пищи напрямую связаны с количеством энергии организма. 

Можно различить 2 вида человеческой энергии: 

телесная и психическая. 

Энергия мышления и чувств отличается от энергии движения.

Излишняя психическая энергия никуда не исчезает – и в том случае, если она не имеет выхода, то припасается до того момента, когда может проявиться в прямой или косвенной форме. 

Бей, беги или изгони (спрячься)! 

Так направляется энергия относительно объекта, который мешает реализации ЖЕЛАНИЙ – угрозой или препятствием. 

МОЗГ есть хранилище энергии и это орган ожидания: способность сдерживать свою энергию до более подходящего случая, когда можно выразить свою энергию (свои чувства) в приемлемой форме и в нужное время, – способность подождать, не впадая в отчаяние. 

ПАМЯТЬ хранит знания, чувства и опыт. 

Работа мозга сопровождается электрическими импульсами, причём и они тоже разные – в зависимости от того, какие отделы мозга работают.

Мозг потребляет иной вид энергии, в отличие от тела.

Части мозга взаимодополняют друг друга так слаженно, что зачастую вообще не заметно, если части мозга отсутствуют или нарушены (смотря, какие, конечно же), потому что здоровые части мозга берут на себя функции повреждённых. 

Мозг без верхней своей части не способен сдерживать импульсы агрессии / гнева (пример с кошкой).

Значительная доля психической энергии затрачивается на то, чтобы ничего не делать, т. е. чтобы сдерживаться, удерживать действия индивида в определённых рамках, – на поддержание контроля, чтобы препятствовать ненужному возбуждению других частей нервной системы. 

Психическая энергия также затрачивается на разделение идей и эмоций, чтобы структурировать психику, – для сохранения порядка в нашей психике. 

ЮМОР / САТИРА / САРКАЗМ (смеховая культура) позволяет окунуться в хаос, смешивая ранее несовместимое, – и это высвобождает энергию, которая ранее служила для сдерживания чувств, и даёт возможность выразить агрессию социально приемлемым способом.

Почему человек поступает и чувствует себя именно так, а не иначе?

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах: у каждого есть свой определённый ОБРАЗ мира и окружающих людей – и именно он для него является истиной, а не непосредственно сами объекты окружающего мира. 

Некоторые образы почти у всех нормальных людей складываются по одному шаблону – общие / коллективные позитивные внутренние образы (мать, отец, собственное тело и т. п.) и индивидуальные.

Если объекты не соответствуют внутренним образам, то наступает депрессия, поскольку образы нужно менять. Сама мысль об этом ненавистна, поэтому чаще человек пытается чувствовать по-прежнему – в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к реальным объектам. 

Если же приходится менять эти образы, то человек становится раздражительным, депрессивным и иногда даже психически больным. 

Например, очень трудно изменить образ своего тела при его сильном повреждении. Память о прежнем теле всё равно сохраняется. 

Также трудно изменить образы родителей. 

Работа ГОРЯ – изменение собственных внутренних психических образов, когда они не соответствуют реальным объектам, – требует затрат огромного объёма психической энергии. Поэтому во время депрессии при горевании часто после ночи человек просыпается ещё более уставшим. Это действительно очень тяжкий психический труд. 

Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. 

Не менее 1,5 месяца нужно для изменения и адаптации (приспособить свой психический образ к изменившейся действительности), 

а через 6 месяцев при переезде на новое место оно чаще всего становится как дом родной. 

Мы все склонны идеализировать образы прошлого (людей и обстоятельства), забывая плохие черты и выпячивая в памяти хорошие. 

Почему на фоне разочарования в прежней любви многие склонны сразу же впадать в новую влюблённость? 

Прежний образ рухнувшей любви был нагружен очень сильными эмоциями, теперь стремящимися к компенсации, – и эту пустоту срочно нужно чем-то заполнить, поэтому многие быстро влипают рикошетом в новые отношения, довольно сильно искажая / идеализируя внутренний образ реального объекта.

Хотя человек со временем может сам менять свои образы, но ему не нравится, когда другие пытаются их изменить прежде, чем он сам к этому готов, – отсюда злость / гнев и желание защищаться. По этой прич.нужно действовать тактично, если приходится кому-то показывать, что его образ не соотносится с действительностью, а суждения ошибочны.

Адаптация зависит от способности изменять свои образы, приспосабливая их к новой действительности (гибкость / негибкость эмоциональная). Как правило, люди способны менять некоторые свои образы, но при этом не способны менять другие свои образы.

Для успеха в любом деле гибкость эмоциональная важнее умственных способностей: гибкость в изменении собственных внутренних образов приводит к успеху и удаче. 

Динамические образы нашей психики состоят из 2-ух составляющих: 

~ представление (оно даёт образу форму / структуру, включающую и его функцию), 

~ эмоциональная нагрузка, которая может быть или положительной, или отрицательной, или амбивалентной (она даёт образу энергию). 

Чем сильнее интеллект человека, тем более он способен составить наиболее адекватные образы (более полные и более правильные представления об окружающей действительности). 

Чувства и представление об образе могут расколоться: что-то остаётся в сознательной части психики, а что-то уходит в бессознательное. Тогда то, что забылось, свяжется ассоциативным путём с тем, что это напоминает. 

Ум, неспособный сохранять чётко оформленные идеи, тем самым не способен к успешному обучению (речь об умственно отсталых людях). 

Умственная отсталость – это пониженная способность к построению и хранению в памяти форм и предметов.

Бывает, что психика начинает производить искажённые образы и чувства к ним (у психически больных – например, при шизофрении). 

Психические срывы не связаны с интеллектом!

Психические СРЫВЫ есть нарушение сложившегося распределения эмоциональной нагрузки, связанной с образами собственного тела, мыслей, окружающих людей и предметов, приводящее к искажению внутренних образов.

Психические болезни касаются эмоций, а умственная отсталость – понимания. Хотя бывают злополучные совпадения, когда человек одновременно страдает и умственной отсталостью, и психическим заболеванием.

Внутренние силы, меняющие способ восприятия действительности, – это силы любви и ненависти. Под действием этих чувств все внутренние образы, представляющие объекты внешнего мира, теряют сходство с оригиналом. А это, в свою очередь, влияет на наши поступки.

В сомнительных случаях предпочтительнее исходить из любви. 

Также в формировании личных образов играют роль следующие бессознательные представления:

~ вера в своё бессмертие;

~ вера в своё всемогущество – во всемогущество своих мыслей и чувств;

~ вера в неотразимость своего очарования. 

Затем, впоследствии, им противостоят следующие сознательные дополнения / противопоставления:

~ страх смерти, 

~ ощущение бессилия перед миром и людьми, 

~ ощущение ущербности. 

Способы реагировать на окружающее: 

~ наслаждение окружающим, 

~ овладение окружающим,

~ бегство от окружающего. 

Список факторов, влияющих на состояние и НАСТРОЕНИЕ человека:

~ тип телосложения;

~ работа его желез (объём и скорость употребления энергии, плюс настроение);

~ способность хранить чувства, откладывая их удовлетворение до более подходящего времени, что напрямую зависит от эффективности работы мозга;

~ самый ранний опыт общения с матерью и с отцом. 

Отличия людей в способностях испытывать чувства и эмоции:

1) скорость перехода от радости к унынию, и наоборот; 

2) сила проявления чувств радости и уныния (большинство людей в амплитуде умеренных чувств);

3) осторожность или импульсивность, которая тоже бывает разной (некоторые сразу непосредственно реагируют, а некоторые накапливают эмоции, а потом в один момент выплёскивают);

4) способность или неспособность ждать, что часто бывает полезным, но далеко не во всех случаях, – причём способность ждать чаще всего возможно развить в себе;

5) отношение между воображением и действием;

6) интеллект.

Примечания:

1. Импульсивность первого рода непосредственна и всем понятна, потому что соответствует ситуации, а импульсивность второго рода вызывает вопросы и сомнения у окружающих, потому что неожиданна и сила эмоций не соответствует данной конкретной ситуации, а содержит в себе накопленный заряд предыдущих ситуаций.

2. Одни люди слишком склонны грезить наяву (у них слабый барьер между бессознательной и сознательной частями психики и жёсткий барьер между сознанием и действием) и поскольку им никак не удаётся осуществить свои грёзы наяву, то они остаются неудовлетворёнными, – люди заторможенной группы ограничиваются размышлениями о своих образах. Другие же люди имеют только осуществимые на практике сознательные желания, потому что не фантазируют о недоступных вещах (у них жёсткий барьер между бессознательной и сознательной частями психики, но гибкий барьер между сознанием и действием), – люди репрессивной группы пытаются приспособить внешний мир к своим образам.

3. Интеллект проявляется в способностях:

~ к абстрактному мышлению,

~ к технической деятельности,

~ к обращению с людьми. 

Возможный для человека уровень интеллекта зависит от врождённой способности его ума формировать и удерживать представления, связывая их между собою.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА, который человек проявляет, определяется этой его способностью минус воздействие эмоций, делающих его практически слепым перед лицом искажающих образов в противовес фактам. И поэтому, приведя в порядок эмоциональную сферу человека, мы даём возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня.

Различия между людьми в способах функционирования их внутренней энергии зависят от ряда различных факторов – выше были подробно описаны преимущественно факторы, на которые влияют врождённые качества, 

т. е. конституционные, а именно:

~ физическое строение и соответствующая комбинация типичных реакций;

~ деятельность различных желез;

~ способность хранить энергию и способ её высвобождения;

~ пластичность образов и способность строить и удерживать чёткие представления, не слишком искажаемые эмоциями.

Все эти факторы участвуют в процессе формирования личности. 

Больше интересных статей здесь: Здоровье.

Источник статьи: Читая Эрика Бёрна (глава 1): конспект.