6 Частей практики. Часть i

Происхождение тантрической йоги Термин «йога» впервые появился в Ригведе (1500–1200 до н. э.) —наиболее раннем из священных текстов Индии — и обозначал процесс «объединения ума с его внутренней светоносностью», а также его связь с восходом солнца.

В одной из ранних индийских упанишад, «Брихадараньяка-упанишаде», йога упоминается как состояние объединения, в котором «человек видит свою внутреннюю сущность (атман)… и таким образом обретает силу богов».

Происхождение тантрической йоги

Практики, включающие систематическую работу с телом, дыханием и умом, направленную на достижение трансцендентного состояния свободы, продолжали развиваться в аскетических сообществах шраманов в Северной Индии и в результате в V и VI веках до н. э. были интегрированы в традиции джайнизма и буддизма.

Махасиддха Падмасамбхава, принёсший в VIII веке в Тибет тантрический буддизм. На этом рисунке он изображён в медитативном состоянии трансформации в союзе с супругой голубого цвета, держащей в руке чашу из черепа. Он окружён огненной стеной изначального осознавания и держит в руке кинжал с трёхгранным клинком и скорпиона цвета лазури. Это изображение является типичным примером не совместимой с обычной моралью иконографии, каждая деталь которой несёт в себе тайный смысл, помогающий адептам на пути к пробуждению. Гуру Дракпо, гневная форма Падмасамбхавы, Тибет, XX век. Рисунок на ткани. Художественный музей Рубина, Нью-Йорк. Д

6 частей практики Тантрической йоги

Позже, во второй половине I тысячелетия до н. э., йога часто упоминалась в работах, посвящённых ведам, и наконец в III столетии до н. э. в упанишаде «Майтри-упанишада» появилось объяснение шестичастой практики, состоящей из дыхательной техники пранаяма (prāṇāyāma),

техники отвлечения чувств от их объектов — пратьяхара (pratyāhāra),

созерцательной медитации — дхьяна (dhyāna),

сосредоточенности внимания — дхарана (dhāranā),

внимательного исследования — тарка (tarka)

и всеобъемлющей концентрации — самадхи (samādhi).

Наставление по медитации дзогчен, демонстрирующее видения, которые появляются в результате практики йоги, заключающейся в принятии определённых позиций тела, связанных с надлежащими направлениями взгляда и техниками дыхания тонкого уровня. Проявляющиеся формы отражают субъективный опыт переживания, а также указывают на истинную иллюзорную природу человеческого восприятия. Королевская библиотека Дании, Копенгаген.

Эта практика определялась как «неограниченное благо», а тот, кто её выполнял, сравнивался с исполненной блаженства «пылающей горой».

Эта постепенная систематизация йоги как духовного пути освобождения от оков обычного человеческого существования привела в результате к тому, что в IV веке до н. э. были составлены «Йогасутры» Патанджали, в которых появилось объяснение восьмеричного пути к нирване или духовной свободе, который ранее уже был описан Буддой Шакьямуни.

Фрагмент рисунка на стене в личной комнате для медитации Далайламы VI, на котором изображено окончательное достижение тибетской йоги — пробуждённое, светоносное расположенное в сердце наделённое всеведением осознавание, которое здесь символически представлено как изначальный Будда Самантабхадра, окружённый нимбом радужного света.

Взаимовыгодный обмен между разными традициями продолжился и в рамках сформировавшейся в IV веке н. э. философской доктрины йогачара, которая относится к индийской традиции махаяны, или Великой колесницы.

В рамках этой доктрины йога была представлена как путь духовных откровений и сострадания, ведущий к окончательному просветлению.

На развитие ваджраяны, или тантрической формы буддизма, сильно повлияла традиция йогачара («путь йоги»), которая была широко известна в Индии VI–XII веков н. э. и распространялась по всему гималайскому региону и даже за его пределами.

Махасиддха Дарикапа был индийским царём, который достиг просветления, будучи слугой куртизанки, что демонстрирует свободу, присущую тантрическому буддизму, которая отличает его от других традиций, связанных с разнообразными ограничениями. Окружённая нимбом супруга Дарикапы сидит в позе лотоса, держа руки прижатыми к «вратам ветра», находящимся в верхней части бёдер, усиливая таким образом поток психофизической энергии, циркулирующий в анатомической системе тела тонкого уровня. Дарикапа демонстрирует результат этой техники внутренней йоги, танцуя и играя на двустороннем барабане из черепа, символизируя таким образом пробуждённое сознание.

Обратите внимание: "Зачем нужен скраб для тела?" Часть 2 Рекомендуется к прочтению.

Ксилография на ткани. Музей Гиме, Париж.

Основное внимание в традиции йогачара уделялось приоритету сознания. Ваджраяна возникла в более обширном социокультурном контексте тантры — философского движения индийской культуры, которое придавало особое значение чувственному опыту как источнику знания, приводящего практикующих к освобождению.

Тексты традиции ваджраяны, известные как тантры, частично использовали в качестве первоосновы существовавшую в то время традицию индуистского шиваизма, что позволяло установить синкретическую традицию духовной практики, прочно укоренённую в идеологи буддизма махаяны — непредвзятом сострадании, но при этом не ограниченную сводом монашеских уложений.

Тантрики-махасиддхи, в облачениях которых использованы тигровые шкуры и обработанные кости. Они представляют собой наглядный пример интеграции раннего буддизма ваджраяны и тантрического шиваизма, а также культа Диониса, который был распространён на границе индо-пакистанских территорий в районе Бактрии и Гиндукуша. В то время как в ранних формах буддизма особо подчёркивалась неудовлетворённость жизнью, махаяна уделяла больше внимания состраданию и альтруистической активности. Подход ваджраяны, или, другими словами, тантрического буддизма, был ещё более продвинутым и полностью фокусировался на недвойственном блаженстве, используемом как средство выхода за пределы как страдания, так и страстного желания.

Принимая любой опыт, свойственный человеческому существованию, ваджраяна смогла расширить релевантность буддийского учения, выводя его за пределы теряющей актуальность монашеской традиции, которая становилась всё более ограничена собственной зацикленностью на оторванной от жизненных реалий схоластике.

Ваджраяна основывала своё развитие на буддизме махаяны, предлагая техники йоги, способные освободить истинную природу человека от хронической неудовлетворённости, активно работая с его внутренним потенциалом альтруистической радости.

Модель ваджраяны, предназначенная для выхода за пределы эгоцентризма и для раскрытия мудрости и сострадания, представляла собой передачу той или иной линии тантрического буддизма, основанной на психологической и ритуальной идентификации с определённым тантрическим божеством. «Хеваджра-тантра», которая датируется VIII веком н. э., частично основана на ранее существовавших шиваитских практиках, связанных с анатомией промежуточного уровня и соответствующими ей энергетическими сайтами.

Божество тантрической медитации Ваджраварахи. Это божество впервые упоминается в практиках тантрического шиваизма как супруга Шивы, но позже Ваджраварахи появилась и в буддизме ваджраяны, в рамках которого была трансформирована в богиню, горящую в языках пламени и воплощающую экстатическое осознавание. Три её глаза обозначают пробуждение трёх энергетических каналов тела, а 50 только что отрубленных голов, которые украшают её шею как ожерелье, символизируют более не актуальные мысли и эмоции. Будучи символом просветлённой энергии и светоносности неконцептуального ума, Ваджраварахи служит опорой и источником вдохновения внутренних практик тибетской йоги

Эта система йоги утверждает, что всё то, что приводит обычного человека к заблуждениям и страданиям, становится благодатью и озарением для тех, кто практикует тантру.

В «Хеваджратантре» утверждается, что в рамках практики, сфокусированной на освобождении, обретаемом с помощью развития неразрушимого «ваджрного тела», йогинам и йогини следует танцевать и петь, а также практиковать «йогу страсти». Подобный подход допускает использование практик, основанных на чувственных ощущениях и эмоциональных состояниях, в качестве буддийского пути самотрансформации.

Странствующие йогины

Основополагающие тексты ваджраяны часто интерпретировались символически. Это делалось для того, чтобы адаптировать их кажущиеся радикальными практики к монашескому укладу жизни, но именно странствующие йогины и йогини, а также оседлые домохозяева, не ограниченные традиционными монашескими обетами, способствовали сохранению и распространению тантрической йоги, воззрение которой предусматривало не отречение от потенциально препятствующих действий, а, скорее, привнесение их на путь.

Индийский махасиддха Наропа, живший в XI веке, более других махасиддхов ассоциируется с шестью йогами, составляющими практику стадии завершения тантрической практики. На этом рисунке, обнаруженном в пещерах Донкхар, которые находятся в Восточном Тибете, он изображён с поясом для медитации, специальной трубой и чашей из черепа, указывающей на его связь с традицией индуистского тантризма капалика, являвшейся источником буддийской тантрической иконографии и практики. На рисунке напротив Ваджраварахи окружают другие знаменитые махасиддхи.

Величайшими приверженцами подобного открытого подхода к буддийской практике были так называемые махасиддхи, или реализованные адепты, благодаря которым учения буддизма ваджраяны появились в Тибете.

Фреска из Цапаранга — расположенной на горных вершинах столицы царства Гуге, которая оставалась таковой вплоть до XVII века, когда царство перестало существовать. Изображение на этой фреске несёт на себе влияние искусства соседнего Кашмира. На представленном фрагменте из Красного Храма изображён скелет, собрание женских божеств и многорукое проявление Ганапати — божества со слоновьей головой, демонстрирующего йогические позы.

Свои жизненные взгляды махасиддхи обычно выражали посредством экстатических «песен реализации» (санскр. доха), представлявших несущий освобождение экзистенциальный дух буддийской тантрической практики, которая была трансформирована в монастырях в символические обряды и декламацию эзотерических ритуальных текстов. Коренные учения махасиддхов обычно не были отягощены подобными церемониями и, напротив, провозглашали более открытый, а порой и выходящий за пределы моральных норм социума подход к духовному освобождению.

Йогини, с царственной лёгкостью медитирующая в окружении зверей и птиц. Фреска со стены Белого Храма монастыря Толинг, Тибет. Она сидит на подстилке из листьев, поддерживая надлежащую позу с помощью ремня для медитации. Её волосы украшены цветами; правая рука сложена в варада-мудре — жест, указывающий на безграничную щедрость. В Тибете есть несколько линий передачи йоги, основанных на учениях, переданных женщинами, — например линия шангпа кагью, которую начал передавать в XI веке Кхьюнгпо Налджор, используя в качестве основы учения, полученные им от Нигумы и Сукхасиддхи, которые, по общему мнению, были близки к махасиддхам Тилопе и Наропе.

Один из первых махасиддхов, Сараха, отказался от своего высокого положения священника-брахмана и сошёлся с дочерью кузнеца, изготавливавшего стрелы, и в одной из своих песен реализации неожиданно сделал парадоксальное признание — что стал совершенным монахом только после того, как нашёл себе супругу.

Махасиддха Тилопа

Живший позже махасиддха Тилопа (988–1069) также был высокородным священнослужителем, но, согласно его биографии, отказался от своего призвания, занявшись отжимом кунжутного масла. Днём он работал на маслобойне, а ночью оказывал одной куртизанке услуги сводника.

Махасиддха Тилопа

Тилопа передал свои сердечные учения по махамудре — изначально освобождённой природе ума и тела — в форме шести принципов йоги, которые сформулировал на основе существовавших в те времена буддийских тантр, наставления по которым, как считается, он получил от Сукхасиддхи, женщины-махасиддхи из Кашмира.

Его система по своей структуре отличалась от шестичастной ваджрной йоги, практиковавшейся в рамках широко распространённой тогда «Калачакра-тантры» и шести йог «Майтриупанишады», поскольку в его системе шести йог особое внимание уделялось внутреннему жару, светоносному блаженству, ясному свету, осознанным сновидениям, переносу сознания и наставлениям для практики в предсмертном и посмертном состояниях.

Древнее царство Гуге, расположенное в горных ущельях Западного Тибета, сыграло ключевую роль в возрождении буддизма в Тибете в X и XI столетиях. Несмотря на то что от дворцов этого царства мало что осталось, в монастыре Толинг, основанном Ринченом Зангпо в 996 году, сохранились некоторые древние образцы настенной живописи.

Тилопа передал шесть йог своему главному ученику Наропе (1016– 1100), который был знаменитым учёным из Бенгалии и покинул буддийский монастырь Наланда ради поисков более глубокого знания.

Махамудра

Шесть йог и их наивысшая реализация махамудра — открытость и светоносность, присутствующая в любой активности и лежащая за пределами любых концептуальных определений и условностей сансары и нирваны, — впоследствие стала основой традиции кагью, или «линии, передающейся шёпотом», которая была принесена в Тибет ближайшим учеником Наропы, тибетцем-мирянином по имени Марпа Чокьи Лодро (1012–1097), получившим эти учения в джунглях Восточной Индии и вернувшимся после этого домой, в Страну снегов, преодолев Гималаи.

продолжение следует

Больше интересных статей здесь: Здоровье.

Источник статьи: 6 Частей практики. Часть i.