Как причудливо тасуется колода… Вдруг осознаешь, что личность гения российской медицины Николая Ивановича Пирогова – своеобразный мост между мирами, описанными в таких разных литературных произведениях: «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого и «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл.
Несколько десятков (по разным оценкам от 30 до 43) американских врачей-добровольцев служили в России в годы Крымской войны 1853-1856 гг. На их прием в русскую армию дал специальное разрешение император Николай I. Кандидаты должны были предоставить диплом об образовании, «свидетельство о нравственных качествах» и рекомендации от высокопоставленных лиц, среди которых были 8-ой президент США Мартин Ван Бюрен, сенаторы и конгрессмены от различных штатов.
Срок службы определялся в три года, в зависимости от квалификации назначалось жалование от 60 до 120 рублей в месяц, оно значительно превышало оклад русских врачей, работавших в военных госпиталях.
Но не деньги были основной причиной, заставлявшей молодых врачей из различных городов и штатов Америки отправляться в долгое и трудное путешествие на театр военных действий. Большинство из них желало приобрести бесценный практический опыт помощи раненым и больным, «поддержать престиж своей профессии и показать, что в Соединенных Штатах есть хорошие хирурги» как писал доктор А. Ф. Моллет из Нэшвилла (столицы штата Теннесси).
Многие из американских врачей находились на главном, крымском, театре военных действий — в осажденном Севастополе, а также Симферополе и Керчи, первые из них прибыли в Севастополь в 1854 г. Американские хирурги оперировали в знаменитом здании Дворянского собрания, которое с начала военных действий было превращено в Главный перевязочный пункт.
Работали они крайне самоотверженно, деля с российскими врачами все тяготы. Когда в осажденном Севастополе начались эпидемии тифа, а затем — холеры, почти все находившиеся там американцы заболели, многих не удалось спасти.
Под руководством Н.И. Пирогова американские хирурги усовершенствовали свои знания в области «азбуки хирургии» — топографической анатомии. Один из них — доктор Л.У. Рид из Пенсильвании, служившей в госпитале в Симферополе, особенно гордился тем, что заслужил своей работой одобрение великого русского хирурга.
Участники обороны Севастополя получили «Севастопольскую медаль» на орденской ленте Св. Георгия, а также памятную медаль «О трехлетней кампании» на ленте ордена Св. Андрея. Несколько человек были награждены орденом Св. Станислава. Наши врачи в знак благодарности за братскую помощь заказали серебряную медаль. На ее аверсе был выгравирован равноконечный крест, медицинский знак и слова «Севастополь. Сделано все что можно», а на реверсе — «Американским коллегам от благодарных русских врачей в память о совместных трудах и лишениях».
Самым бесценным подарком, сделанным российской медициной и самим Н.И. Пироговым американским медикам эпохи войны между Севером и Югом 1861—1865 гг., стала система подвижных госпиталей.
На склоне лет гений российской медицины писал: «До Крымской кампании устройство госпитальных бараков не было известно ни во французской, ни в английской армиях, которые построили их у себя по примеру бывших под Севастополем русских бараков, и система бараков введена была впоследствии в обширном размере в американской междоусобной войне».
Так опыт, полученный американскими врачами в годы Крымской войны, через несколько лет был применен ими в самих Соединенных штатах.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии!
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Подарок Н.И. Пирогова американским медикам.