Инструментальный опрос трупа: миф или реальный метод в криминалистике?

В наших предыдущих материалах мы уже рассказывали о новаторских подходах в следственной практике, разработанных Н.Н. Китаевым. В частности, мы упоминали загадочный термин «допрос трупа», не раскрывая его сути. Сегодня настало время разобраться, что скрывается за этим жутковатым словосочетанием. Сразу оговоримся: следователь Китаев не является автором ни метода, ни самой формулировки. Он лишь описывал попытку применить данную методику в ходе расследования конкретного уголовного дела. Китаев даже обращался к ленинградским ученым, которые практиковали подобные исследования, однако его иркутское начальство сочло нецелесообразным финансировать их перелет к берегам Байкала. Что касается самого термина «допрос трупа» — это оксюморон, сочетание несочетаемого. Его происхождение туманно: возможно, его придумали сами исследователи для привлечения внимания, а может, он родился в погоне за сенсацией у журналистов.

Эффект Кирлиан: открытие «второго зрения»

В практике расследования убийств, особенно когда мотивы и обстоятельства неочевидны, перед следователем часто встает сложный вопрос: как умер человек? Была ли смерть мгновенной и безболезненной или жертва перед кончиной испытывала муки и страдания? Классические методы — наружный осмотр и судебно-медицинская экспертиза — дают много информации по повреждениям. Однако в последнее время появились альтернативные подходы, позволяющие выявить скрытые, невидимые глазу признаки предсмертного стресса, запечатлевшиеся в организме.

Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан. Ист. фото: сайт "Знамя мира-знамя культуры".

Чтобы понять суть метода, нужно обратиться к истории. В 1949 году краснодарские ученые-супруги Семен и Валентина Кирлиан запатентовали «метод высокочастотной фотографии» — съемки объектов в электромагнитных полях высокой частоты. Всем знакомо природное явление — «огни Святого Эльма», свечение на острых предметах во время грозы. Кирлианы научились создавать и фиксировать аналогичное коронное свечение вокруг различных объектов в лабораторных условиях. Хотя подобные опыты проводил еще Никола Тесла, эффект был назван в честь советских изобретателей.

«Эффект Кирлиан» нашел применение в промышленной дефектоскопии, геологии для анализа руд и даже в сельском хозяйстве для оценки всхожести семян. Были и медицинские эксперименты: некоторые исследователи утверждали, что с его помощью можно диагностировать онкологические заболевания на ранних стадиях.

"Огни Святого Эльма" - свечение винта летающего вагона в грозовую погоду. Фото Michael Yon.

Эксперименты 90-х: газоразрядная визуализация трупов

Однако для криминалистики наибольший интерес (в том числе и для следователя Китаева) представляли более поздние эксперименты профессора Константина Георгиевича Короткова в 1990-е годы. Он использовал усовершенствованную методику, которую называл ГРВ — газоразрядная визуализация.

Логика исследователя была проста: если метод позволяет увидеть новое в живом организме, почему бы не применить его к телу умершего? Коротков начал наблюдать за коронарным свечением пальцев трупа в поле токов ультравысокой частоты (УВЧ). По его словам, в неспокойные 90-е получить тела недавно умерших людей для экспериментов не составляло большого труда.

Опыты проводились в экранированном подвале, чтобы исключить внешние электромагнитные помехи. В течение нескольких суток, с интервалом в час, фиксировалось свечение от пальцев покойного. Оно постепенно угасало, пока полностью не исчезало.

Доктор технических наук, профессор К.Г. Коротков в институте физической культуры. Ист. фото: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=ChY65xLndCg&ab_channel=%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE

Что может показать «допрос»?

Коротков и его коллеги утверждали, что характер угасания свечения различается в зависимости от обстоятельств смерти. Процесс мог быть плавным, с незначительными колебаниями, мог сопровождаться резким всплеском яркости на общем спокойном фоне, либо демонстрировать хаотичные скачки интенсивности. В итоге профессор заявил, что его метод позволяет дифференцировать естественную смерть, убийство, самоубийство или гибель в результате внезапной травмы.

Коронарное свечение вокруг пальцев человека. Исследование Бондарева В.М. Обратите внимание: Заболевания нервной системы у детей - как помочь ребенку?. Ист. фото: сайт "Знамя мира-знамя культуры".

Именно эти смелые заявления и привлекли внимание иркутского следователя Николая Китаева, который искал нестандартные пути для раскрытия сложного убийства.

Скепсис научного сообщества и разочарование

Однако метод Короткова был встречен научным сообществом крайне скептически. В интервью журналисту Илье Стогову профессор говорил об экспериментах, но его рассуждения о душе и эзотерике вызвали настороженность и недоверие. Коллеги-ученые обвинили его в лженаучности, недостаточной чистоте экспериментов (например, в неполном экранировании) и необоснованности выводов.

Ходили даже мрачные слухи, что после опытов с трупами несколько участников эксперимента умерли при странных обстоятельствах, что якобы и заставило Короткова прекратить эти исследования.

Похоже, что разочаровался в методе и сам инициатор его применения — Н.Н. Китаев. Косвенным подтверждением этому служит критическая статья его ученика и соавтора, иркутского ученого Р.Г. Ардашева, который, запросив следственные управления Санкт-Петербурга, выяснил, что методом ГРВ там не пользуются. Ардашев также ссылался на критиков, обвинявших Короткова в «медиумическом» уклоне.

Н.Н. Китаев

Альтернатива: биохимическая диагностика стресса

Так существует ли объективный способ установить, испытывал ли человек перед смертью сильный стресс или умер внезапно? Да, и он имеет куда более научное обоснование, чем «инструментальный опрос». Речь идет о биохимическом анализе жидкостей и тканей трупа.

При сильных мучениях и страхе, даже без видимых физических повреждений, в кровь человека выбрасывается огромное количество специфических гормонов (например, адреналина, норадреналина) и ферментов. Их следы можно обнаружить и после смерти. Это направление в судебной медицине получило название «Диагностика стресса в генезе смерти». Основы были заложены еще в 1977 году заведующим кафедрой судебной медицины Университета дружбы народов В.И. Алисиевичем.

Последующие исследования только углубили эти знания. Например, ученые О.А. Еремина и Е.И. Белякова предлагали оценивать степень предсмертного стресса по уровню гормонов метанефрина и норметанефрина в крови. Крымские исследователи И.Ф. Соколова и Л.А. Лапаева разработали методику определения активности фермента каталазы и даже получили патент на изобретение, выпустив методические рекомендации для следователей.

Насколько широко эти биохимические методы применяются на практике сегодня, сказать сложно. Однако именно они, а не спорная газоразрядная визуализация, представляют собой научно обоснованный путь к установлению истины. Тем не менее, яркий и запоминающийся термин «допрос трупа», возможно, еще займет свое место в следственном жаргоне как символ поиска нестандартных подходов в раскрытии преступлений.

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Что такое «инструментальный опрос трупа», и чем он может ли он помочь следователю.