Санитарная оборона ссср против сыпного тифа (1941 - 1945): битва вакцин

Помните, я рассказывала о том, как 1942 год напоминал 2020 — 2022 годы? Инфекционные госпитали, карантины, блокпосты, активное просвещение в СМИ, экстренное создание вакцины...

Так вот, в этот раз я расскажу не только о противостоянии на фронте биологической войны. А ещё о том, как отечественные учёные, создавшие лучшую вакцину 2020 года, точь-в-точь повторили подвиг своих предшественников времён Великой Отечественной войны!

В чём была главная проблема

Основа большинства вакцин того времени - ослабленные или убитые возбудители инфекций. Создать вакцину против сыпного тифа было очень сложно. Возбудитель болезни - Rickettsia prowazekii (риккетсия Провачека) — живёт внутри клетки, поэтому в чашке Петри не растёт. А значит, нужно искать способ, как получить достаточное для вакцины количество риккетсий.

В работах 1940-х годов риккетсию часто называют вирусом, потому что вирус без клетки хозяина сам себя воспроизвести тоже не может. Но риккетсия - это не вирус.

Чашка Петри с колониями микроорганизмов. Изображение находится в общественном достоянии.

Первые вакцины содержали живую Rickettsia typhi — возбудителя крысиного тифа. Крысиный тиф похож на сыпной тиф, но протекает гораздо легче. Однако эти вакцины вызывали много побочных реакций, поэтому поиски продолжались.

Вакцина Рудольфа Вейгля

Рудольф Вейгль (Rudolf Weigl) разработал новую вакцину на основе убитых рикккетсий Провачека. Подробности создания вакцин мне Яндекс.сайт не простит. Поэтому если хотите узнать больше, обращайтесь к списку литературы, который я оставлю в прикреплённом комментарии.

Рудольф Вейгль. Фотография находится в общественном достоянии.

Рудольф Вейгль вводил риккетсий в кишечник вшей с помощью тонкого капилляра под контролем лупы. Из кишечников вшей, где накапливалось от 10 миллионов до 100 миллионов бактериальных клеток, и получали вакцину. Она представляла собой очищенную суспензию с риккетсиями и небольшим количеством фенола. Фенол как раз и нужен для того, чтобы убить (инактивировать) возбудителя.

Вакцина работала, но её огромным недостатком была трудоёмкость производства. Курс вакцинации состоял из 3 доз, которые вводили с интервалом 5 — 7 дней. На первую дозу уходило 20 вшей, на вторую 50 вшей, на третью 100 вшей.

Первая массовая вакцинация была проведена в 1920 году, с её помощью остановили эпидемию сыпного тифа в предгорьях Карпат. Тогда привили 2734 человека. В 1931 — 1932 годах вакцину получили 2790 человек. Побочные реакции были слабыми, даже головная боль и температура 38°С наблюдались редко.

В 1941 году было налажено массовое производство вакцины. Она ограничила распространение сыпного тифа в гитлеровской армии, который обнаружили у 6% солдат.

Вакцина Пшеничнова-Райхера

В 1942 году советские учёные Алексей Васильевич Пшеничнов (один из создателей пермской школы микробиологии) и Борис Иосифович Райхер разработали другой метод производства вакцины.

Пшеничнов Алексей Васильевич

Если Вейгль вводил риккетсий в кишечник вшей, то наши учёные придумали способ кормления вшей кровью, содержащей риккетсии. Вшей кормили на эпидермомембранах. Эпидермомембрана натягивалась на кольцо, а под неё вводилась нагретая до 32 — 37°С кровь, содержащая риккетсии. Это имитировало кожу человека. Вши и их нимфы присасывались к эпидермомембране и насыщались риккетсиями.

Из этих вшей и нимф готовили вакцину. Для того, чтобы инактивировать риккетсии использовали не фенол, а формалин.

Вакцина также вводилась троекратно с интервалом 5 — 10 дней. При вакцинации 25 000 человек серьёзных побочных реакций не было. Благодаря ей заболеваемость сыпным тифом снизилась в 4 — 5 раз. Эпидемия сыпного тифа в Красной Армии и тылу была предотвращена, а учёных наградили Государственной премией СССР.

Вакцина Кронтовской

Другую советскую вакцину против сыпного тифа разработала Мария Клементьевна Яцимирская-Кронтовская. Однако произошло это в результате долгого научного поиска, который шёл по нескольким направлениям.

Поиски метода культивирования риккетсий Провачека

Кронтовский, Гах, Кучинский создали культуры тканей, в которых могли жить риккетсии. Другие учёные доказали, что в культурах тканей риккетсии могут размножаться, а изготовленная из них вакцина защищает морских свинок от сыпного тифа.

Однако уход за культурой тканей — это занятие сложное. Поэтому параллельно развивалось другое направление: подбор лабораторных животных, в которых могли бы размножаться риккетсии.

С 1939 года публиковались работы о культивировании риккетсий:

  • в желточной оболочке куриного эмбриона (Кокс и Бэлл);
  • в лёгких мышей, крыс и кроликов (Кастанеда);
  • в оболочках яичка морских свинок (Кронтовская, Савицкая, Вейнтемиллас).

В 1939 году Кастанеда (Castaneda, полагаю, что это мужчина) установил, что Rickettsia typhi может размножаться в лёгких белых мышей и крыс. Таким образом можно легко получить большое количество риккетсий для создания вакцины.

В 1940 году французские учёные провели те же исследования, но уже с риккетсией Провачека, белыми мышами и кроликами. Так они разработали технологию изготовления лёгочной инактивированной сыпнотифозной вакцины. Иногда она упоминается как метод Дюрана.

Готовая вакцина, как и все предыдущие, была очищенной суспензией риккетсий Провачека, инактивированных формалином. Метод Дюрана позволял выпустить большое количество вакцин. Но его недостаток был в том, что из лёгких в суспензию могли попасть посторонние микроорганизмы и вызвать нежелательные побочные реакции.

Создание второй отечественной вакцины

В 1940 году Кронтовская и Савицкая предложили метод накопления риккетсий Провачека в одной из оболочек яичка морских свинок. Но из экономических соображений решили использовать метод Дюрана.

"Нам удалось показать, что при так называемом «историческом» сыпном тифе можно вызывать у морских свинок скротальный феномен (Нейль-Мусера) с явлением экссудата между обоими листками оболочек яичка и при наличии большого количества риккетсий Провачека, находимых как внутри-, так и внеклеточно. При этом выяснилось, что приготовленная из данного материала, обработанного формалином, вакцина способна вызвать напряжённый иммунитет как у животных, так и у людей (Кронтовская и Савицкая, Кронтовская, Савицкая, Яременко).
После того уже как наша вакцина была апробирована НКЗдравом СССР, появилась работа Дюрана и Спарро..." .
Кронтовская М.К. Вакцинация против сыпного тифа. Гигиена и санитария. 1943. №1.

За очень короткое время сотрудники лаборатории освоили технологию изготовления вакцины. Маевский отвечал за экспериментальную часть на мышах и морских свинках. Кронтовская, Савицкая, Солитерман, Бочарова занимались испытанием вакцин на добровольцах в небольшом опыте. Билибин проводил клинические наблюдения.

Сыпнотифозная вакцина Марии Клементьевны Кронтовской.

Обратите внимание: Лимон и чеснок против гриппа.

Фотография с сайта Военно-медицинского музея milmed.spb.ru

Сначала вакцину проверили на морских свинках. Одновременно с этим 12 сотрудников лаборатории испытали вакцину на себе.

Помните такую же историю, которая произошла в 2020 году? Тогда сотрудники Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи ввели только что созданную экспериментальную вакцину себе. Хотя она ещё только проходила исследования на животных. Тут же раздался вой на западных болотах, что по современным стандартам так нельзя, опять эти русские... Да просто в микробиологии сложилась старая добрая традиция: сам разработал, сам на себе испытал.

И это ещё не всё. Центральный институт эпидемиологии и микробиологии НКЗдрава, в котором под руководством Марии Клементьевны Кронтовской создавалась вакцина против сыпного тифа, это и есть Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи!

Но вернёмся к сыпному тифу. Вакцину испытали на 112 добровольцах, ранее не болевших сыпным тифом. К концу второй недели после вакцинации у них были обнаружены все специфические антитела против риккетсии Провачека и нарастание количества антител.

Уже с самого начала вакцина хорошо себя зарекомендовала. У тех, кто заболел сыпным тифом, но был привит, инкубационный период удлинялся до 23 дней. Есть такая закономерность: чем дольше инкубационный период, тем заболевание протекает легче. Но, как и всё в биологии, работает не всегда. Лихорадочный период укорачивался на 5 суток. Сыпь была редкая. Ни у кого не было потери сознания, бреда и осложнений. Общее состояние заболевших было хорошим, не было даже головной боли и потери аппетита. Работоспособность быстро восстанавливалась после снижения температуры тела.

Мария Клементьевна за проделанную работу была награждена орденом Ленина.

Испытание вакцины Кронтовской

Как и в 2020 году, в первую очередь прививали людей, у которых в связи с профессией самый высокий риск заболевания. В 1942 году начали с железнодорожников. Это были:

  • Проводники поездов дальнего и ближнего следования.
  • Работники вокзалов (носильщики, перронные контролёры, уборщики вокзальных помещений).
  • Железнодорожная милиция.
  • Медицинские и санитарные работники вокзальных участков.
Бронепоезд "Смерть немецким оккупантам" в Москве. 1942 год. Автор фотографии Иван Шагин. Фотография с сайта russiainphoto.ru

Эта вакцина была создана по технологии М.К. Кронтовской, но уже учёным Маевским в Московском городском бактериологическом институте. Первый цикл вакцинации проходил в Москве на Саратовском (сейчас это Павелецкий вокзал) и Казанском вокзалах. Программа длилась с 12 марта по 20 апреля 1942 года. Осенью привили сотрудников уже всех вокзалов Москвы. Цикл из 3 прививок занимал 12 — 15 дней.

Вакцина вводилась троекратно с интервалом 5 — 7 дней подкожно под угол лопатки. Через 1 — 2 минуты наступала резкая болезненность в месте укола, которая через несколько минут бесследно исчезала. Объясняли это реакцией на формалин. Как человек, много раз контактировавший с формалином, скажу: вообще ничего страшного.

После прививки никто не нуждался в медицинской помощи и не просил освобождения от работы, даже носильщики и уборщики, выполнявшие тяжёлую физическую работу. Возможно, кого-то привили перед выходным днём, поэтому больничный бюллетень (тогда бюллетень был, а не лист) не понадобился.

Заметные побочные эффекты наблюдались у 1 — 11% привитых. Местная реакция была сильнее после первой дозы. На месте укола появлялось покраснение, а прикосновение (иногда движение руки) вызывали боль. Редко образовывался небольшой инфильтрат. Большинству из вас под лопатку вводили АДС, очень похоже.

Общая реакция была сильнее после 1 и 2 доз. Она проявлялась как общее недомогание, иногда головная боль и совсем редко озноб. Трудоспособность не нарушалась. Лишь у нескольких человек температура поднималась выше 38°С.

А дальше я просто процитирую то, что меня очень удивило:

«...наиболее часто реагировали на прививку по всем типам реакций женщины в пожилом возрасте (от 36 до 45 лет)».
Башенин В.А. с соавт. Опыт организации прививок против сыпного тифа. Гигиена и санитария. 1943. №1.

В течение 4 месяцев по окончании прививок (с 12 апреля по 12 августа) среди непривитых (контрольная группа) заболели 3 человека (2 проводника и 1 милиционер). Среди привитых никто не заболел.

Итоги

Благодаря труду отечественных учёных Советский Союз победил в необъявленной биологической войне.

«Надежда Гитлера и его клики на то, что сыпняк, посеянный его вшивыми бандами, даст широкое распространение в советском тылу, рухнули так же, как и мечты о быстрой победе над Красной Армией».
Митерев Г.А. За дальнейшее укрепление санитарной обороны страны. Гигиена и санитария. 1942. №7.

О чём я ещё не рассказала

В блокадном Ленинграде была своя вакцина против сыпного тифа. Но об этом в следующей, заключительной публикации цикла.

#великая отечественная война #ссср #история ссср #студенту медику #студенту биологу #история медицины #прививки #вакцины #иммунология #микробиология

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Санитарная оборона ссср против сыпного тифа (1941 - 1945): битва вакцин.