Это рассказ о моих отношениях со спортом, которые складывались непросто, но всегда были наполнены поиском и осмыслением.
Детство и школа: спорт как необходимость
Тему для размышления мне подсказали. Сразу оговорюсь: называть себя спортсменом я не могу, как сейчас говорят, «от слова совсем». Горная, водолазная и парашютная подготовки не в счёт — это была скорее специальная подготовка, а не спорт в чистом виде.
С детства я был знаком с физическим трудом — сельское хозяйство не оставляло выбора. Раньше на селе это была норма для всех ребят: каникулы проводили на полях, в садах и огородах. Старшие работали наравне со взрослыми. Сейчас в деревне тоже не избежать физического труда, хотя масштабы уже не те.
Я учился в школе, которая в округе имела репутацию «бандитской». Сюда часто переводили тех, кого выгоняли из других школ за неуспеваемость и хулиганство. Поэтому вопрос самообороны стоял очень остро. Милиция была частым гостем, но это мало помогало. Сверстники не были большой проблемой — мы были на равных. А вот противостоять старшеклассникам, которые заходили на наш этаж шеренгой, раскидывали младших, сбивали с ног и могли быть вооружены, было сложно. Отъёмы денег, «наезды» в туалетах и вокруг школы... Представьте себе второклассника, который сталкивается с группой парней из 8-10 классов. Приходилось изобретать: я, например, вставлял бронепластины в шапку и носил под формой самодельный бронежилет, но это уже другая история.
Уроки отца: самбо, бокс и дисциплина
Мой отец серьёзно владел самбо и был хорошим боксёром — кулак у него был больше моего теперешнего. Хотя по силе удара к десятому классу я его превзошёл. Боевое самбо и бокс я начал осваивать с первых классов под его руководством. Утренняя зарядка у меня состояла из комплекса упражнений для подготовки боксёра — отец делал его до последних своих дней. Царствие ему Небесное! В его молодости спортом занималась практически вся молодёжь, и он старался привить эту любовь мне, хотя и не слишком успешно.
В институте, где работал отец, спорт был поставлен на широкую ногу — там и сейчас мощная кафедра физвоспитания.
Поиски своего спорта: пробы и ошибки
Меня пытались пристроить в спортивную гимнастику, но тренеры сказали, что при моём телосложении (я был тяжеловат и высок) толку будет мало — обычные упражнения будут даваться тяжело.
На первом же посещении секции стрельбы из лука я сломал лук пополам, даже не успев выстрелить, за что был немедленно изгнан.
А вот на занятии по стрельбе из мелкокалиберной винтовки только одна моя пуля не попала в «яблочко». Отец был охотником и натаскивал меня в стрельбе с малых лет. Тренер всячески зазывал меня в секцию, но этот вид спорта показался мне скучным.
В школе на уроках физкультуры пятёрки я получал только за спортивную гимнастику и лыжи — опять же заслуга отца. Но эти занятия были редкостью. Основными же были лёгкая атлетика и зимой — коньки. Соответственно, по физкультуре я был стабильным двоечником. Бег для меня всегда был проблемой, а кататься на коньках я так за всю жизнь и не научился.
Фехтование, бокс и волейбол: краткие увлечения
Достаточно долго я занимался фехтованием. Тренер была замечательной женщиной с большим педагогическим дарованием. Моими наибольшими достижениями были призовые места на первенствах города и области. Школа фехтования у нас была серьёзная: мой ровесник, занимавшийся со мной, позже стал чемпионом Советского Союза и Европы. Мне нравилось в фехтовании то, что всё решают доли секунды, нужна молниеносная реакция. Но у меня начало садиться зрение, и врач рекомендовал оставить этот спорт.
Занимался я и боксом, вполне успешно. Но была проблема: на соревнованиях в моей весовой категории против меня — школьника — выходили взрослые, «усатые дяди» с большим опытом и выносливостью. Длительный бой означал для меня проигрыш. Поэтому почти единственным вариантом было в первые минуты боя одним ударом отправить противника в нокаут... Я уже почти освоил этот приём, но врачи, узнав о моём новом увлечении, категорически запретили заниматься боксом.
Играл в волейбол. Мне очень нравилось, что там не надо было бегать! Но когда тренера забрали в армию, с новым мы не сошлись.
Обратите внимание: Мастеру спорта по Вольной борьбе исполнилось 74 года !.
Когда же он вернулся, то несколько раз приходил ко мне домой и агитировал родителей после моего отказа вернуться в секцию. Дело в том, что мою подачу почти никто из сверстников не отбивал, а когда я «глушил» — и подавно.Технические виды спорта: яхты, модели и скорость
Я начинал заниматься в секции яхтенного спорта, прошёл за зиму теоретическую подготовку. Но когда дело дошло до практики, оказалось, что яхт катастрофически мало, а народу много. Занятия в основном сводились к хозяйственным работам на пристани, и стало ясно, что осваивать азы таким темпом придётся много лет.
Пробовал я и судомодельный спорт. Туда меня зазвал школьный товарищ, добившийся там серьёзных успехов в сложной категории — действующих моделей-копий. Преподаватель в этом кружке был выдающимся «специалистом» и особым «кружевником» в плане матерных выражений. Я часто с этим сталкивался, но такого не слышал ни до, ни после. Ушёл оттуда, так и не поняв «методики преподавания».
Спорт, который тянул меня больше всего, несмотря на все сложности, — водномоторный. Им я занимался дольше всего. Тренер тоже был не без недостатков, но человеком доброй и широкой души, потрясающим техническим специалистом. Он не просто обладал знаниями, но и умел реализовать их на практике, порой буквально «на коленке». Царствие ему Небесное! Это была типичная техническая секция: в Советском Союзе такие виды спорта, особенно в провинции, не очень жаловали и плохо финансировали. Спортивные лодки мы строили своими руками, моторы собирали из запчастей.
Сложность была в том, что юниоров, то есть несовершеннолетних, нас было всего двое. Основной контингент — взрослые мужчины. Поблажек нам не делали, мы выполняли ту же работу, что и они.
Скорость... Скорость затягивает и не отпускает, если вы понимаете, о чём я. Этот спорт был ещё и опасным, что, конечно, беспокоило родителей. Пришлось оставить его, когда я поступил в физмат школу — время стало катастрофически не хватать, и наука превратилась в мой главный «спорт».
Хотя позже, уже в институте, я погонял какое-то время на кроссовых мотоциклах. Выступал в автоспорте — в ралли-кроссе и автокроссе, даже занимал места на первенствах Москвы.
Размышления о спорте тогда и сейчас
С развалом СССР начал разваливаться и спорт, особенно провинциальный и технический. Я считаю, что раньше подход к спорту был более правильным. Основной задачей было укрепление тела и закалка духа, воспитание единства и взаимовыручки. Спорт реально, а не на словах, был массовым.
То, что я вижу сейчас... Так называемый здоровый образ жизни (ЗОЖ) часто выглядит как коммерческий проект. Люди, вовлекаясь в это движение под влиянием корыстной рекламы, порой наносят себе больше вреда, чем пользы. Всё коммерциализировано, корпорации делают деньги на всём. Занятие многими, так называемыми экстремальными видами спорта, часто является не чем иным, как адреналиновой зависимостью, сродни наркомании. Люди подвергают себя необдуманному риску, и это культивируется на самом высоком уровне.
Что касается профессионального спорта... Это современные «гладиаторы», которые калечат себя и других на потеху праздной толпе в многочисленных «Колизеях».
Спорт нужен! Наверное, даже необходим, особенно в той его части, которая называется физкультурой. Но, на мой взгляд, ещё важнее для человека физический труд — естественный, осмысленный и созидательный.
#рассказ
#рассказы из жизни
#спорт
#СССР
Больше интересных статей здесь: Спорт.
Источник статьи: Про спорт.