Ночью я проснулся вдруг от пронзительной мысли. Эта мысль была пронзительной до такой степени, что стало страшно. Меня разбудила мысль, что причиной множества роковых событий является неопределенность. «Неопределённость — отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо». Но есть и экзистенциальная сторона неопределенности – «кто Я?». Помните Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского? Эта экзистенциальная неопределенность довела Родиона Раскольникова до убийства старухи процентщицы. Другого человека подобная неопределенность доводит до мыслей о самоубийстве или же до самоубийства – лишь бы прекратить эту неопределенность и внести конкретику – «наконец-то поставить точку». Поставить точку…
Между стимулом и рефлексом есть промежуток времени, которое можно определить как замешательство. Это нормально, когда замешательство возникает между афферентным синтезом и принятием решения. Затянувшееся замешательство уже есть неопределенность, и она может стать причиной разрушительного и весьма вредного для организма состояния – дистресса. Другой причиной дистресса может стать нарушение передачи информации в обратной афферентации. Тогда рефлекс на определенный стимул не соответствует определенной адекватности и рефлекс становится невротическим – не удовлетворяющий потребность и циклически повторяющимся. Отсутствие или недостаточность информации – это неопределенность. Причиной дистресса, неврозов по факту, является неопределенность.
Я додумал мысль до этого места и спокойно заснул. Потому что появилась определенность.
Нас очень часто уверяют, что со стрессом нужно учиться совладать. Стресс — это реакция, направленная на приспособление нашего организма к каким-то изменениям в среде. Он возникает тогда, когда эти изменения непривычны для нас, когда у нашего организма нет готовой программы действия, когда мы сталкиваемся с чем-то совершенно новым. В такие моменты, когда на нас действуют какие-то физические или психологические факторы, впервые возникающие в нашей жизни, появляется стрессорная реакция.
При стрессе у человека опыт приспособления к жизненным ситуациям "откатывается" назад. Первооткрывателем этого явления, правда на собаках, была наша соотечественница Наталья Шенгер-Крестовникова, работавшая в лаборатории И. П. Павлова. В 1924 году ею была опубликована работа, где она описывала эксперимент, в котором собаке предлагалось решать простую задачу на дифференцировку условных рефлексов. Когда появлялся круг, собаке ничего не нужно было делать, а когда появлялся овал, то нужно было нажать лапкой на педаль.
Обратите внимание: Как бороться со стрессом? Советы от создателя Telegram Павла Дурова..
И тогда собака получала кусочек мяса.Хитрые экспериментаторы ввели собаку в стрессовую ситуацию, при этом ее не били, не морили голодом, не делали ничего, кроме того, что в эксперименте овал, который предъявлялся собаке и за который она получала кусочек мяса, стали по форме приближать к кругу. Собака перестала различать круг от овала. У собаки это изменение формы вызвало стресс, потому что она не могла этот круг идентифицировать как овал. Неопределенность выбора привела к стрессу!
У нее исчезли все те условные рефлексы, которым она научилась раньше. Во время эксперимента собака не испытывала никаких физических страданий: на собаку не действовала ни боль, ни голод, потому что ее всегда кормили вечером в виварии, независимо от того, насколько успешно она работала в эксперименте. На собаку действовал единственный психологический фактор неопределенности, непредсказуемости.
Люди сами постоянно подвергаются неконтролируемому стрессу и подвергают этому других. И это происходит на всех уровнях: в школе, когда очень часто учитель вызывает ученика, которому он не симпатизирует, задает ему вопрос, к которому тот явно не готов, и тут же ставит «двойку» — он создает неконтролируемую непредсказуемую ситуацию. При этом у ребенка вырабатывается состояние, подобное депрессии. У животных оно называется «выученная беспомощность».
Очень часто неконтролируемую ситуацию родители создают своим детям сами того не подозревая. Ситуации гиперконтроля, когда родитель все пытается сделать за ребенка, приводят к состоянию выученной беспомощности. Например, мать постоянно убирает в комнате у своего ребенка, она уменьшает возможность контролировать ситуацию подростком, и отсюда проистекают многие неадекватные формы поведения детей. Зачем ребенок совершает неадекватные действия? Для того чтобы субъективировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и сам бы рад дружить с хорошими мальчиками и девочками, не пить, не курить, заниматься спортом, хорошо учиться, но он этого не делает, потому что этого хотят, это решение родителей, это контроль ситуации с их стороны. И, чтобы почувствовать свою способность контролировать ситуацию, он занимается всякими безобразиями вопреки желаниям родителей.
Опыты над крысами (самые удобные подопытные для ученых), которых ставили в неконтролируемые ими ситуации, показывают, что у крыс за короткое время вырабатывается выученная беспомощность, которая характеризуется, во-первых, поведенческим дефицитом: животное ничему не обучается, у него происходит нарушение памяти, оно становится апатичным, менее подвижным. Кроме того, у животного происходят самые разнообразные физиологические изменения, которые в общем соответствуют картине депрессии человека: у животного развивается, например, цинга, выпадают зубы. Есть такое заблуждение, что для предотвращения этой болезни достаточно есть витамин C в избытке. Однако цинга вызывается не столько дефицитом витамина C, сколько нарушением его обмена в организме. Этот обмен и нарушается при выученной беспомощности.
При стрессе вырабатывается гормон прогестерон. Действие гормона прогестерона давно известно: он защищает беременность, является, как бы, стресс-протектором. Но этот гормон продуцируется при стрессе в значительных количествах и в организме всех мужских особей тоже. По всей вероятности, он играет значительную роль в механизмах, защищающих нашу ЦНС от пагубного влияния неконтролируемого стресса. Но нарушение уровня прогестерона у мужчин может проявляться нарушением обменных процессов, создавать предпосылки для ожирения по женскому типу, беспричинной депрессии, сонливости, резких перепадов настроения, могут появиться головные боли, утомляемость, раздражительность, атрофия яичек, снижение кровяного давления.
Что-то мрачно получилось в конце... Но у меня есть другие темы, более веселые, на которые я напишу что-нибудь. А вы подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить это веселье, и выражайте свои оценки лайком или дизлайком.
Больше интересных статей здесь: Здоровье.
Источник статьи: Стресс, невроз спать не дают....