Что такое аутизм?

Сегодня мы с вами постараемся приблизиться к пониманию довольно интересной и объемной темы. Поговорим о расстройствах аутистического спектра, детском аутизме, синдроме аспергера, о том как все это связано и чем отличается. В общем, выясним что мемы про аутистов имеют довольно мало общего с реальностью,и что синдром аспергера не подразумевает гениальности.

Расстройства аутистического спектра - это определение, которое включает себя синдром аспергера, детский аутизм и другие родственные им состояния. В дальнейшем я буду обозначать расстройства аутистического спектра аббревиатурой РАС для простоты и удобства.

Довольно часто РАС описывают с помощью так называемой триады аутизма:

- нарушение социального взаимодействия. Человеку c РАС сложно поддерживать эмоциональный контакт, он может, например, не отзываться на свое имя и избегать зрительного контакта.

- стереотипные интересы, они же ритуалы с невозможностью переключения. Человек с аутизмом как бы застревает на своей монотонной деятельности и не чувствует время. Если услышав в этом признаке что-то знакомое, вы начали считать себя аутистом, то скорее всего очень зря. Интересы и ритуалы людей с РАС, как правило, крайне специфичны и сильно отличаются от того, чем могут увлечься обыкновенные люди. Например, интересная игра для ребенка с РАС: долго и монотонно кидать в банку камешек, чтобы потом вытащить его и снова бросить. Ребенок может делать это на протяжении долгих часов с одинаковой сосредоточенностью.

- трудности в коммуникации, то есть проблемы с речью. У людей сразу могут встречаться самые разные речевые нарушения: задержка речевого развития, мутизм, эхолалия, стереотипная речь. Обо всем этом мы обязательно поговорим подробнее, но чуть позже.

Впервые понятие аутизм ввел швейцарский психиатр Эйген Блейер, описывая симптоматику шизофрении. Современное значение это слово обрело благодаря австрийскому психиатру и педиатру Гансу Аспергеру. Описывая детей симптомами РАС, он называл их аутистичными психопатами. В современной классификации расстройства личности и расстройства аутистического спектра никак не связаны друг с другом. Но все-таки между этими группами расстройств есть общие черты, и Аспергер это чувствовал. Так же как и психопатия, РАС - это расстройство, а не заболевание. Это значит, что состояние человека является стабильным на протяжении всей жизни без периодов обострений и ремиссий. Кроме того, РАС так же, как и расстройство личности нельзя вылечить. Все усилия медиков направлены на то, чтобы максимально помочь человеку с расстройством адаптироваться в социуме.

Стереотипы однозначно ассоциируют аутизм с умственной отсталостью. Действительно, аутизм может сочетаться с самыми разными нарушениями, которые включают нарушения физического, умственного развития и многие другие, однако уровень интеллекта у таких людей может быть очень разным. В ряде случаев человек с РАС может дать фору интеллекту любого среднего человека. Аутизм очень многогранен, есть устойчивое выражение: «если вы видели одного человека с аутизмом, то вы знаете только одного человека с аутизмом». То есть особенности этих людей могут быть настолько разными, что их всех довольно сложно описать с помощью пары-тройки шаблонов.

«Человек футляре» - очень часто людей с РАС называют именно так. Люди с аутизмом с детства словно находится внутри непроницаемого пузыря, им восприятие окружающего мира дается сложнее, чем нейротипичному человеку. Есть теория, что люди сразу от природы имеют гиперсенсорность, то есть ощущают внешние раздражители более остро, чем обычные люди, поэтому психика вырабатывает способы борьбы со шквалом сенсорных сигналов. Нужно сказать, что у детей с диагнозом аутизм довольно часто встречается гиперакузия (то есть чрезмерная звуковая чувствительность). Это позволяет сделать вывод, что связь гиперсенсорики с РАС действительно возможна. Но говорить об этом как о доказанном факте пока рано. Требуется проводить серьёзные исследования для того, чтобы установить есть ли в действительности связь между гиперчувствительностью и РАС. Есть еще одно интересное предположение, которое говорит об особенностях сенсорики у людей с РАС. Профессор Фрэнсис Макглоун выяснил, что у человека есть рецепторы, которые отвечают за восприятие нежных прикосновений, так называемые тактильные рецепторы. Распространены такие сенсоры не по всему телу, а в определенных областях, например, в области плечей. Профессор высказал предположение, что эти рецепторы связаны непосредственно с зоной удовольствия в мозге, и что у людей с аутизмом работа таких рецепторов может быть нарушена.

Считается, что на развитие РАС может влиять наследственность. Ген аутизма в данный момент не выделен, но ученые знают, и генетики ассоциированных с аутизмом расстройств также говорят о том, что причиной может являться возраст родителей. Немаловажным фактором является то, как протекает период раннего развития ребенка, травматические воздействия разного рода тоже считают причинами развития аутизма, в этом случае может рассматриваться теория стресс-диатеза. Согласно этой теории психическая патология может начать развиваться при сочетании уязвимости человека к стрессу и наличия стрессовых факторов. Стрессовыми факторами могут быть инфекция, травма, неблагоприятная обстановка в семье и не только. Очень распространён миф о том, что к аутизму приводят вакцины. Исследование, которое якобы выявляло это, уже давно опровергнуто и признано несостоятельным. Однако антипрививочные активисты до сих пор распространяют информацию о связи аутизма и вакцин. На самом же деле эта связь отсутствует, и родители, которые решают оградить ребенка от вакцин наносят большой вред ему и всему обществу в целом.

Отличительная особенность аутизма в том, что он начинает проявляться уже в младенческом или раннем детском возрасте. В младенчестве на аутизм может указывать острая реакция даже на слабые раздражители и незначительный дискомфорт, при этом реакция на сильные раздражители удивительно вялая. К тому же младенцы с аутизмом не демонстрируют оживление при контакте со взрослыми, тем не менее одного симптома для диагностики аутизма у ребенка мало, необходимо наличие всех признаков триады аутизма, о которой я писала ранее. Для детей с аутизмом крайне характерны страхи, причем они могут быть довольно странными и избирательными. Например, ребенок может бояться только собак белого цвета. Часто встречаются нарушения сна, проблемы с засыпанием и ночные кошмары. Расстройства приема пищи бывают у детей с РАС чаще, чем у прочих, очень распространена избирательность в еде. Например, ребенок ест только красную еду, только жидкую, только еду определенной текстуры. Также могут проявляться раздражительность и агрессия, но это не означает, что ребенок сразу задирает и атакует всех подряд. Такая реакция может возникать как защита. Например, в ситуации, когда кто-то нарушает уклад и ритуалы, которые очень важны для ребенка с РАС. Например, мешает выстраивать кубики или баночки рядками по размеру и форме.

Обратите внимание: Что же такое аэробика?.

Кстати, рядки - это тоже весьма характерная для аутизма особенность поведения. Ребенок с аутизмом может увлеченно выстраивать рядки из игрушек и других объектов, комбинируя их по размеру или цвету. Считается, что таким образом ребенок как бы структурирует пространство вокруг себя.

Если мы говорим о детском аутизме, который иногда называют синдромом Каннера, то в этом случае, как правило, есть расстройство речи в самой разной степени. Иногда это мутизм, когда человек не разговаривает совсем и даже не использует знаки невербального общения (вроде мимики или жестов), то есть ребенок может обладать довольно развитой речью и хорошим словарным запасом, но при этом избегать общения с внешним миром. Иногда речь выражается только в виде эхолалий (то есть повторения слов за окружающими людьми), также может встречаться неправильное использование личных местоимений. Например, вместо «я» ребенок говорит о себе «ты» или «мы». Еще одна из особенностей РАС состоит в неуклюжести и странных повторяющихся движений, на которых зацикливается человек. Ребенок с аутизмом может совершать бесцельные движения: махать руками, раскачивать туловище. Аутист зацикливается не только на своих движениях, для него важно следовать одним и тем же маршрутом, он может остро реагировать даже на незначительные перемены, вроде перестановки мебели. Ребенок с РАС склонен фокусировать свое внимание на каком-то одном предмете или очень небольшом их количестве. Например, играть только с одной-единственной игрушкой, не проявляя интереса к прочим.

Долгое время существует большая путаница в классификации РАС. Большую проблему составляет дифференциация синдрома Аспергера и высокофункционального аутизма. До сих пор продолжаются дискуссии о том, необходимо ли выделять синдром Аспергера как самостоятельное заболевание. Если все-таки рассматривать синдром Аспергера как отдельное заболевание, то его достаточно просто отличить от детского аутизма. Основное отличие состоит в том, что при детском аутизме может быть отставание в развитии, в случае Аспергера такого не наблюдается. Очень часто между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом ставят знак равенства, но есть люди, которые считают, что их все-таки стоит отличать. Есть мнение, что у людей синдромом Аспергера уровень IQ все-таки выше, чем у людей с высокофункциональным аутизмом. Американская классификация болезней DSM-5 давно предлагает считать РАС единым состоянием и оценивать его по определенным градациям. В последней редакции МКБ (классификация, которой пользуются в России) также появились расстройства аутистического спектра, которые включают в себя разные градации этого состояния. Для того чтобы лучше представить себе, что такое классификация РАС, давайте оттолкнемся от самого названия «расстройства аутистического спектра». Можно было бы показать РАС в виде градиента, но это не даст нам достаточно точного восприятия. РАС - это спектр состояний, которые мы можем представить себе в виде цветового круга, где каждый цвет представляет собой определенный вариант аутизма. РАС - это множество оттенков, которые могут довольно сильно отличаться друг от друга, но вместе с тем они составляют нечто общее, как цветовой круг, где есть множество разных цветов, каждый из которых не выглядит чем-то выбивающийся из общей картины.

Довольно часто возникает вопрос о том, как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм могут отличаться от шизоидного расстройства личности, ведь по описаниям они достаточно похожи. И в том и в другом случае отмечается замкнутость, уход в себя, нежелание контактировать с людьми, сложность поддержки социальных связей. И то и другое является расстройством, так в чем же разница? Принципиальная разница в том, что синдром Аспергера, как и прочий РАС, формируется у человека в очень раннем возрасте, в то время как расстройство личности формируется, начиная с подросткового возраста. Затруднение в коммуникации при шизоидном расстройстве и аутизме тоже довольно сильно отличаются. В то время как шизоид просто не желает общаться, аутист имеет низкие навыки общения. Люди с аутизмом могут быть чувствительны к критике и похвале, а шизоид абсолютно равнодушен к этому.

Я думаю, что многие вспомнили про ОКР, когда узнали, что для аутизма свойственны ритуалы, и захотели узнать в чем же разница? Во-первых, РАС - это расстройство, то есть состояние человека стабильно и не меняется на протяжении всей жизни, в то время как ОКР - заболевание, и у него есть динамика обострений, ремиссий и так далее. К тому же, стереотипное поведение при ОКР и при РАС воспринимается совершенно по-разному. При ОКР повторяющееся поведение ощущается как нечто мучительное и навязанное, при аутизме такого не наблюдается более того ритуалы даже могут доставлять человеку с РАС удовольствие. В исследовании, которое было проведено в Дании в 2015 году, было выявлено, что люди с ОКР не могут заменить конкретные ритуалы, которые им необходимы, в то время как люди с аутизмом часто имеют некоторое количество вариантов поведения на выбор. Важно отметить, что случаи пересечения ОКР и аутизма встречаются довольно часто. Исследования показывают, что 84 % людей с аутизмом имеют какую-либо из форм тревожности, а 17 процентов могут иметь ОКР. До сих пор довольно сложно сказать, как именно связаны аутизм и ОКР, но есть повод предположить, что эта связь есть. Исследования в этом направлении ведутся, а это значит, что мы однажды сможем получить ответ на этот вопрос.

РАС довольно широко представлены в массовой культуре. Есть большое количество фильмов с героями с той или иной степенью аутизма. Думаю, многим знаком фильм «Человек дождя». Также на эту тему можно посмотреть фильмы «Мозг Юго», «Хороший доктор», «Меня зовут Кхан», «Расплата». Главное помнить, что художественный фильм - всегда доля вымысла, важно делать на это скидку и не воспринимать все, что показывают в фильме, как некие научные факты. Один из довольно интересных фильмов об аутизме был снят в России. Он называется «Антон тут рядом» и рассказывает о жизни молодого человека с аутизмом, мать которого умирает от рака, после чего он оказывается в приюте. Это документальный фильм, который показывает историю реального человека. Режиссер фильма сама нашла Антона, принимала непосредственное участие в его судьбе. Этот фильм не слишком известен широкой публике, но он имеет довольно большое количество наград, в том числе зарубежных. Еще один довольно интересный проект создал фотограф Тимоти Арчибальд. Фотограф сделал серию снимков своего сына с аутизмом и назвал его «Echolilia». Снимки довольно любопытно посмотреть для того, чтобы постараться понять этот совершенно особый мир ребенка с расстройствам аутистического спектра.

Аутизм - это не синоним глупости, но и необязательный признак гения.
Если вы не любите общество, но любите монотонные развлечения (вроде листания ленты, избранного или обновление страницы в социальной сети), то не спешите считать себя аутистом. У нас есть набор довольно ярких признаков, которые проявляются уже в раннем детстве, не заметить их для родителей довольно сложно. Люди с аутизмом очень отличаются от всех остальных настолько, что их часто называют инопланетянами, так или иначе, они тоже хотят иметь возможность общаться, учиться, взаимодействовать с обществом, несмотря на то, что для них это очень и очень сложно. К сожалению, общество не слишком дружелюбно по отношению к таким людям: существуют стереотипы, стигматизация, иногда из-за этого у людей с РАС возникают дополнительные сложности. Для родителей диагноз аутизм, поставленный ребенку, может стать шоком и большой трагедией, некоторые до последнего готовы отрицать, что их ребенок не такой, как все. Однако важно понять, что чем быстрее родители начнут адаптировать ребенка с РАС, тем лучше он сможет контактировать с окружающим миром в дальнейшем.

Больше интересных статей здесь: Здоровье.

Источник статьи: Что такое аутизм?.