Когда добро и зло меняются местами. Критика "Новой германской медицины"

Есть много примеров, когда человек, переживший онкологическое заболевание, создаёт на этой основе теорию и пропагандирует ее как панацею. Есть, например, новая германская медицина. Ее создал дипломированный доктор, испытавший горечь расставания с сыном, последующего заболевания жены раком и смерти супруги от инфаркта, а потом в довершении трагедии и сам почувствовавший в себе онкологию. Эти потрясения открыли ему некие истины, которые и были сформулированы в ученье, как одолеть рак. Говоря обыденным языком, новая германская медицина, написанная профессиональным медиком - это своего рода "благая весть", подымающая дух онкобольных. Они получают надежду в чудо. Примерно такое же воодушевляющее воздействие оказала на миллионы падших духом людей повесть "Алые паруса", но Александра Грина никто не считает деятелем медицины. Да, всякая дисфункция - это защитная реакция организма на более серьёзную угрозу.

Полярная сова во время голода убивает одного из своих птенцов, чтобы накормить остальных. Идея отсутствия болезней как таковых, на которой основана НГМ - это классическое переосмысление, какое даёт всякая сказка. Возможно даже уже пришло время говорить, что врачевание осуществляется не только средствами науки, но от этого медицина не перестанет быть тем, что формируется в соответствии с представлениями о научном методе познания. И тот, кто преступает этот закон, не перестает выглядеть шарлатаном. С другой стороны, "Алые паруса" - разве это плохо?

Да, многие поверившие в Новую германскую медицину, умерли, но они умерли не страдая, а удивляясь. Ведь страшна не сама смерть, а ее ожидание - люди, поверившие в НГМ были избавлены от этого мучения. Разве что только в последний момент они поняли, что обмануты, но это длилось недолго. Так? Но тогда мы опять имеем дело с банальной "ложью во спасение", а это, друзья мои, совсем не "Алые паруса". Сказка дает нам другое - мир, в котором возможно все.

Обратите внимание: Курс тибетской медицины в Малом Тибете - Ладакхе.

Причём, вместе с языком, на котором этот мир описан. В известном смысле, язык, на котором мы говорим и думаем, - это и есть мир, в котором мы существуем. Слушая сказки (то есть поэтические произведения), человек, не покидая стен колыбели, стен отчего дома, строит умозрительный простор на уровне звуков. Что ни фонема, то явление. Одновременно с опосредованным восприятием в голове каждого мальчишки, каждой девчонки формируется этос - неподлежащая сомнению принадлежность. Одно дело чувствовать себя самим собой, другое - частью чего-то великого и незыблемого. В этом смысле "изустное народное творчество" - это чистая психотерапия, так как представления о собственных жизненных ресурсах формируются на основами образа, через который мы видим их источник. И если тебя питает, ни много ни мало, "мать сыра земля", то твой ресурс неисчерпаем. Как сомнамбула не представляет себе падения с конька крыши, по которой он бегает под луной, так и богатыри "земли русской" не представляли себе возможность промаха и ошибки, сражаясь с великанами и целыми армиями. И все почему? Потому что образы, растущие из слов, организуют те переживания материальности, которые мы испытываем как окружающую действительность. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать по поводу психотерапевтической силы "Алых парусов". Согласитесь, это не медицина. Ни новая, ни старая. Это то, что "не снилось нашим мудрецам", но это то, что никто из учёных мужей не станет отрицать. Может и новая германская медицина - это не психологическая помощь для онкобольных, а сказка о добре и зле, которые поменялись местами? Во всяком случае, тогда бы не потребовалось напяливать на НГМ белый халат.

(с) Психолог Геннадий ИВАНОВ


Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Когда добро и зло меняются местами. Критика "Новой германской медицины".