Поликлиника, вроде бы, самое обычное дело - ну что тут может быть экстраординарного? Оказывается, может: в России есть настоящие мобильные клиники в виде полноценных поездов. Уже много лет они дрейфуют по территории от Омской области до Тихого океана, оказывая медицинскую помощь жителям населенных пунктов, в которых часто нет даже машины скорой помощи.
Самый первый такой поезд был изобретен еще в 1989 году, а пробные рейсы начались уже в 1990 году. В то время, скажем, Западно-Сибирская железная дорога еще не пересекала никаких государственных границ. В октябре 1993 года, когда был запущен первый медицинский поезд, часть путей оказалась на территории независимого Казахстана.
Поэтому, пожалуй, стоит оценить появление первого советско-российского санитарного поезда как иллюстрацию тезиса о том, что самое главное – это делать свою работу.
Задуманный в одной стране, а уже запущенный в другой, поезд «Здоровье» (так называлась композиция) и его «экипаж» отправились по своим делам.
Изначально «Здоровье» задумывалось как проект медицинского обеспечения железнодорожников, проживающих на отдаленных станциях. Им даже приходилось выезжать на крупные железнодорожные узлы, такие как Новосибирск, Омск и т д., для прохождения планового медицинского осмотра. Что касается болезней, то ситуация еще более усложнялась.
В январе 1994 года «Здоровье» впервые проехало по небольшим станциям для проверки железнодорожников. Практически сразу выяснилось, что проблема коснулась и остальных жителей этой глубинки. Поэтому маршруты поездов стали включать в себя обычные деревни и города.
В «медбригаду» входили специалисты совершенно разного профиля – кардиолог, невролог, гастроэнтеролог и т д. В самом поезде были, например, отделения ультразвуковой диагностики, флюорографии, клинико-биохимическая лаборатория – в общем, почти все, что вам нужно нужда, которой не было во всех тогдашних клиниках большого города.
Целый вагон этого первого поезда «Здоровье» был выделен на профилактику и пропаганду здорового образа жизни. Но в современных таких поездах - а их на РЖД уже 5 штук - есть даже церковный вагон, и в "бригаду" вместе с врачами входит православный священник.
В медицинских поездах также стал обязательным вагон с дизель-генератором, который снабжает поезд электричеством в экстренных случаях.
Обратите внимание: Частная клиника или зачем платить больше ?!.
Вагон-ресторан, жилые вагоны для врачей с душевыми в каждой "комнате", вагоны с кабинетами со всем необходимым для работы специалистов и даже операционная - вот, скажем так, состав этого поезда.Известно, что для медицинского оборудования критичны внешние факторы, такие как вибрация (как в поезде без тряски) или воздействие электромагнитного поля (очевидно, что и в поездах это проблема). Разумеется, эти проблемы тоже были решены — например, все машины с таким оборудованием экранированы.
Рабочие места врачей собраны в единую локальную сеть, а поезда оборудованы спутниковой связью, что, в том числе, позволяет проводить онлайн-консультации и даже небольшие симпозиумы врачей.
Это означает, что в особых случаях специалист выходит на связь прямо из поезда с коллегами, которые в данный момент находятся в своих больницах, и обсуждает возникшие проблемы.
Телемедицина во всей красе — а в поездах она появилась еще в 2000-х, когда по примеру «Здоровья» по другим магистралям пустили медицинские поезда. Нужно понимать, что эти поезда зачастую являются единственным способом для жителей охваченных регионов посетить профессионального врача. А еще иногда можно купить лекарства - в поездах тоже есть аптеки.
Ниже для интересующихся указаны даты отправления этих медицинских поездов и районы, которые они охватывают.
- "Здоровье" - октябрь 1993 г. (в 2007 г. - полное обновление состава): Западно-Сибирская железная дорога (Омск, Томск, Кемерово, Новосибирская область и Алтайский край)
- "Хирург Николай Пирогов" - февраль 2005 г.: Северная железная дорога (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Вологодская, Архангельская области, Республика Коми, ЯНАО)
- «Терапевт Матвей Мудров» - январь 2006 г. Дальневосточная железная дорога (Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Еврейская АО, Республика Саха (Якутия);
- «Доктор Войно-Ясенецкий (Святой Лука)» - ноябрь 2007 г.: Красноярская железная дорога (Красноярский край и Республика Хакасия)
- «Академик Федор Углов» - январь 2010 г.: Восточно-Сибирская железная дорога (Иркутская область, Республика Бурятия)
В среднем получается, что эти поезда совершают один «рейс» в месяц, который занимает 15-20 дней. Как правило, поезд движется ночью, а утром начинается прием на новой станции. Но на некоторых станциях, судя по расписанию, приходится работать несколько дней — это, конечно, зависит от количества жителей.
У резидентов, кстати, все происходит так же, как и у посетителей обычных клиник.
Полис ОМС и паспорт необходимо иметь при себе, приходить в часы работы стойки регистрации - можно по направлению от врача, если он еще в поселке, или просто так. Полные маршруты поездов публикуются заранее, чтобы жители могли заранее планировать свои поездки к врачам.
Текущие вопросы тоже решаются — довольно быстро. Например, «Академик Федор Углов» путешествует по Иркутской области с 1 по 19 апреля, повторяя маршрут марша — сделать вторую прививку тем, кто ранее получил первый компонент «Спутника V".
Соответственно, перед этим поезд получил специальный прививочный кабинет, где есть все необходимые условия для хранения вакцины. Обычную встречу с пациентами, конечно же, никто не отменял — так что работа продолжается.
Кстати, в 2019 году на Восточном экономическом форуме представители РЖД заявляли, что до конца 2021 года на Дальнем Востоке появится еще один аналогичный поезд. Так что не исключено, что уже в этом году таких «поликлиник на колесах» в России будет шесть".
Больше интересных статей здесь: Медицина.
Источник статьи: Поликлиника, казалось бы, самое обычное дело – ну что тут может быть неординарного.