Об истории появления ВИЧ-инфекции в нашей стране

В прошлой статье мы прошлись по истории проникновения ВИЧ в страны западного мира. По современной версии - Африка (Конго) - Гаити - США, конец 70-х - начало 80-х гг.

Как вирус попал в СССР, где у него просто «не было базы для распространения»? Дословная цитата тогдашнего министра здравоохранения РСФСР Потапова. На первый взгляд вполне логично - официальной наркомании и проституции нет, гомосексуальность - это болезнь, которую нужно лечить. Все вышеперечисленное преследуется по закону и наказывается внушительными сроками. За границу едут только «счастливчики» и те, кто находится под контролем отважных властей.

Или Андрей Миронов.

Но сексуальные контакты в Советском Союзе никто не отменял, с этим делом все было в порядке. По поводу мема "без секса" - пересмотрите, пожалуйста, этот пассаж, особенно вопрос об американской тете, а затем реакцию нашей студии на ответ Людмилы Ивановой. Ее сдержанные «асексуальные совки» были встречены дружным смехом. Мол, мы знаем, каково это на самом деле.

И еще одна вещь, которую нельзя отменить в человеческой природе, — это кровь. Инъекции, операции, переливания - это ли не "база для раздачи"? Даже некоторые. И это сыграло свою черную роль в первой фазе «победного шествия» вируса.

Однако печально известный «нулевой» пациент считается геем. Переводчик, побывавший в дружественных африканских странах, а затем «поселившийся» в воинской части, где имел половой контакт с 25 (!) призывниками. Но перед этим прямиком из Танзании пациент К прямо ложится спать в Московскую клиническую инфекционную больницу. С довольно «нечеткими» симптомами – лихорадкой, водянистым стулом, увеличением лимфатических узлов. Постфактум "с высоты последних лет", конечно, легко возразить - это явные признаки ВИЧ-инфекции, которая уже превратилась в полноценный СПИД! Но был 1982 год, вирус еще не был обнаружен. Лечили "бактериальную дизентерию, а потом болезнь Крона", антибиотиками, сульфаниламидами, кортикостероидами - и в удовлетворительном состоянии отправились домой. Вирус обнаружили только при очередной госпитализации, в январе 1987 года. Когда у больного уже был «расцвет» СПИДа в виде саркомы Капоши и сопутствующей инфекции. Данные не секретные, они были опубликованы в том же году в авторитетном отечественном медицинском издании «Терапевтический архив». Больной «протянулся» до лета 1991 года, когда он умер.

Что он успел сделать в воинской части с 82 по 87 годы? Нашли и обследовали всех «контактных» (уже демобилизованных), у пятерых выявлен ВИЧ. Один был донором (!), сумев заразить одновременно и жену, и собственного ребенка (заразился внутриутробно). Сколько и куда делась зараженная кровь и ее компоненты — неизвестно, их тогда еще не проверяли. А препараты крови "бегают" и долго не хранятся.

Обо всем этом рассказывает активнейший участник событий - В. В. Покровский, ныне академик РАН, а тогда молодой инфекционист, эпидемиолог. Которого сыграл Ефремов, младший в знаменитом сериале.

Кстати, его "напарником" по фильму является некий офицер КГБ, а на самом деле это был... Не поверите, наш бывший начальник "приборки" - Геннадий Онищенко! В 1988 году ему было уже 38 лет, а он возглавляет центральную СЭС при МПС СССР.Сокращения вполне понятные пожилым людям.Давайте вспомним что было в Элисте в этот судьбоносный 88 год.

Никаких гаитянско-таитянских и гомосексуальных развратов. К сожалению, "братское" Конго имеет выход к морю, а значит, и города-порты. Куда делись наши некогда могучие военно-морские силы. Так один из матросов тех же сил заглянул во время отпуска на берег, а не в местный историко-краеведческий музей с библиотекой на обратном пути. Совсем - к проституткам. В 1982 году вернулся в родную Элисту, женился, родил детей.

Калмыкия - маленькая республика, даже сейчас в столице проживает чуть более ста тысяч человек. Но по статусу имеет свою, республиканскую больницу. Маленькие, многие региональные будут крупнее. Но включает в себя все необходимые отделения, в том числе родильное и детское. Вот тут-то и случилась беда - заражение более 70 (!) маленьких пациентов и их мам.

Обратите внимание: Навигация поможет остановить распространение инфекций в больницах и поликлиниках.

Детали и цепочки описывать не будем - публикаций на эту тему много. Последняя их волна как раз вышла по следам серии, досталась всем - и КПСС, и перестройщикам, лично Горбачеву и Чазову, не говоря уже о местном руководстве. Но причина как раз таилась не в Политбюро или Кабинете Министров, а на низовом уровне!

Банальное несоблюдение асептики и антисептики. Нарушение простейшего правила, которое буквально «вдолбили» с первого курса мединститута – «один шприц – один пациент».

Это шприц Джанет, им колют только в комедиях.

Внутрибольничные инфекции известны врачам на протяжении столетий. Причем не в виде «легких и уязвимых» вирусов иммунодефицита или гепатита С (они часами живут «в воздухе»), а настоящих «монстров» микробного мира — золотистого стафилококка и синегнойной палочки. Устойчив во внешней среде и постоянно адаптируется к новым антисептикам и антибиотикам.

Поэтому правила обращения с ними самые строгие, на уровне ГОСТов, инструкций и даже приказов министра. Если кому интересно, вот ссылка на самые близкие описанные события - с июля 1978 года. Просто спросите, сколько требуется степеней стерилизации и процентное содержание каких-либо хлораминов. И как следует обследовать и лечить персонал, вплоть до кариозных зубов.

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=78430

Но это для всяких инструментов, катетеров и прочих хирургических штучек! А во время внутримышечной или подкожной инъекции просто игла соприкасается с пациентом, смените ее, и этот шприц сделает это. Он чист.

А затем еще двадцать инъекций, чтобы сделать то же самое. А дневная смена была тяжелой, дети и прачечная были дома. Это пенициллин, он убьет любого, кого захочешь. Или вообще безобидный витаминчик, что с ним может передаваться?

Так думали об этом сотни тысяч медсестер (боюсь, и врачей) по всему Советскому Союзу, и не только в элистинской больнице. По воспоминаниям В. В. Покровского, в том числе лечебные учреждения Москвы. И "грохнул гром", без всяких гаити, наркомании и прочей гей-проституции. Они приходят позже, во всей своей «демократической красе». Пару случаев «африканского импорта», а остальное мы сделали сами…

Да ты попробуй, автор, сделай хоть десяток внутримышечных инъекций, вперед, и стеклянный шприц не видать! Это тяжелая и монотонная работа. Я пробовал, я знаю и умею. Потому что работал санитаром в областной больнице и делал до сотни таких инъекций за смену (20 больных "на пенициллине", по 4-6 инъекций в день каждому). Многоразовые стеклянные шприцы с иглами «использовано-многократно», которые при ближайшем рассмотрении напоминали рыболовный крючок с зазубринами. И даже мысли не было взять тот самый шприц и снова наполнить его. Кстати, иголки настолько погнуты, что ушли в отдельную баночку на утилизацию, а на самом деле взяли еще одну. «Крючок», мало того, что не доходит до мышцы, так еще и очень болезненный, он цепляется и повреждает ткань, когда идет обратно.

Ниже деформация иглы после двух и шести использований

Правда, это было уже в начале 90-х, когда СПИД бушевал из каждого утюга. Меры по предотвращению заражения тогда, нет, не ужесточались, они более тщательно контролировались.

Сначала были открыты кабинеты анонимного тестирования на ВИЧ, а затем и центры СПИДа. Полноценной больницей такое учреждение не назовешь, скорее поликлиникой, в лучшем случае с дневным стационаром. Однако лечение ВИЧ-инфицированных было организовано отдельно. Шприцы и многие инструменты заменены на одноразовые, обследование на эту инфекцию стало обязательным при поступлении в стационар и для многих категорий граждан.

Это, конечно, резко сократило количество «излечимых» (ятрогенных, как говорят специалисты) инфекций. Хотя случаи все равно "скачут", особенно если материал или больного проверяют на антитела к вирусу (процесс уже пошел), а не на антигены (сам вирус). То есть со стороны системы здравоохранения, пусть и с опозданием и ценой тысяч жизней, ситуацию удалось взять под контроль.

А вот «святые» пришли, как некоторые говорят, в 90-е. На самом деле страшный и голодный, со всеми прелестями "свободы" - сексуальной и наркотической. С которым не бороться ни презервативами в каждом ящике, ни раздачей одноразовых шприцев.

Опять пострадало в социально-экономических степях, закончим сегодняшнюю статью, а в следующей поговорим о лечении. Как так получилось, что с гриппом мы безуспешно боролись целый век, а против СПИДа вместе с его "коллегами" - гепатитом С первые лекарства появились уже в конце 80-х? Нет ли здесь заговора наркотиков и происков спецслужб?

Попробуем разобраться через пару дней.

А пока - будь здоров!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала — врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 — в клинических исследованиях. Понравилось? Тогда делитесь в социальных сетях, ставьте лайки и подписывайтесь, впереди много интересного и прекрасного!

Купить книгу "Я буду жить!" Часть 1 можно найти здесь.

Вторая часть, о других органах и их заболеваниях, здесь.

Вышел уже третий, сердечно-сосудистый. Он находится по этой ссылке.

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Об истории появления ВИЧ-инфекции в нашей стране.