Энтузиасты, идущие на опасные эксперименты ради общего блага и научного открытия, в медицине были всегда

Использование крыс и мышей в качестве экспериментальных животных, конечно, хорошо, но явно недостаточно. Но где взять помощника, который согласится испытать изобретенное лекарство или будет готов проверить смелую идею исследователя? Остается только использовать собственное тело в качестве испытательного полигона. Именно это и делали отважные ученые прошлого, ставя над собой эксперименты, которые иногда заканчивались неудачей. Но они обогатили науку большим количеством важных знаний. Например, о знаменитой желтой лихорадке.

Заразная или нет?

Эта жестокая болезнь поразила жителей обеих Америк в начале 1800-х годов. Тогда считалось, что лихорадка передается через рукопожатие, воздушно-капельным путем, через вещи — в общем, при любом контакте. Обычно смертность не превышала 15%, но во время эпидемий достигала 75%. Никто в то время не знал, как лечить лихорадку. Но прежде чем изобретать панацею, нужно было понять, что вызывает болезнь.

Лекарства от желтой лихорадки до сих пор нет, и единственный способ избежать заражения — вакцинация/ © rkib-tatar.ru

Доктор Стаббинс Ферт не знал, чем вызвана лихорадка, но был твердо уверен, что она не заразна и не передается контактным путем. Ученого высмеяли, и он решил доказать свою правоту научному сообществу. Вооруженный только верой и неутолимым желанием найти истину, Ферт начал действовать.

Он делал надрезы на коже и мазал их рвотными массами больных лихорадкой. Когда это не возымело действия, он стал втирать черное вещество в слизистые оболочки (в нос, в глаза), кипятить и вдыхать его и даже употреблять внутрь. Ничего не изменилось — кроме моральной травмы Стаббинс Ферт ничего не приобрел. Но этот сумасшедший эксперимент убедил ученых в том, что желтая лихорадка не передается при рукопожатии и через предметы обихода.

Стали копать в другом направлении и вскоре нашли переносчика болезни — определенный вид комаров, кусающих людей, несущих зараженную кровь. Но чтобы доказать это, другой отважный ученый решил намеренно подвергнуть себя укусу. Джесс Ласэр насадил себе на руку комаров, которые сосали кровь лихорадочного больного, и стал ждать. Ну дождался - через некоторое время лег спать с симптомами болезни. А так как лекарства от лихорадки не было, оставалось надеяться только на удачу и надеяться, что болезнь перейдет в легкую форму. Увы, это не сработало, и Ласиар умер, обогатив науку знаниями о природе распространения болезни.

Обескураженный Кох

причина холеры была открыта в 1883 году немецким микробиологом Робертом Кохом. Но его сообщение было встречено в штыки немецким научным сообществом. Главным антагонистом был президент Баварской академии наук Йозеф фон Петтенкофер. Он (и многие ученые) считал, что холера вызывается «миазмами» — ядовитыми испарениями, образующимися при гниении пищи. А потом появился Роберт Кох со своей бактерией, которая якобы живет в воде, и поставил точку в существующей теории.

Йозеф фон Петтенкофер/ © Public Domain

Чтобы доказать абсурдность утверждений своего коллеги и научного конкурента, фон Петтенкофер на глазах у всех выпил несколько стаканов воды с культурой холерного вибриона, любезно предоставленной Робертом Кохом. И. не болен. Удивленный Кох, он сказал:

В одном кубическом сантиметре я, по-видимому, проглотил миллиард этих страшных микробов, и, как видите, я жив и здоров.

Опальный ученый сдался и переключился на изучение туберкулеза, за что впоследствии получил Нобелевскую премию.

Обратите внимание: Путин поручил готовить медиков к телемедицине.

А позже выяснилось, что холера на самом деле вызывается бактериями, которые открыл Кох. Именно так микробиолог должен был узнать, что фон Петтенкофер уже болел холерой и приобрел иммунитет за полгода до показательного эксперимента. Однако этот факт нисколько не умаляет его научных достижений, тем более что сам президент Академии наук не подозревал о какой-либо связи между болезнью и невосприимчивостью к ней.

Добраться до сердца

Немецкий хирург Вернер Форсман категорически не соглашался с коллегами, утверждавшими, что при проникновении инородного тела в область сердца наступает шок и остановка сердца.

Вернер Форсман/ © novayagazeta.ru

Чтобы опровергнуть ошибочное утверждение, в 1928 году он провел смелый и крайне рискованный эксперимент. Форсман решил ввести в область сердца безвредное контрастное вещество, но сделать это необычным способом — через длинный гибкий зонд. Для этого он перерезал себе вену на локте и стал вставлять в нее узкую трубку. Но вскоре эксперимент пришлось прекратить — коллега, ассистировавший Форсману, был шокирован увиденным и отказался участвовать в эксперименте. Но через неделю получилось. Форсман справился сам, и 65-сантиметровый катетер достиг правой половины сердца. После этого Форсман ввел контраст, включил рентгеновский аппарат и подтвердил успех.

За свой метод катетеризации сердца Вернер Форсманн получил Нобелевскую премию в 1957 году.

Пища вредная и полезная

Влияние того, что мы едим, на жизнедеятельность организма беспокоило ученых с древних времен. Но первые опыты в этой области были сродни тыканию пальцем в небо. Разумеется, ученые ставили эксперименты над собой, ведь больше никто не соглашался подвергать тело добровольным пыткам.

Нет еды вредной и полезной, она просто однообразна / © calorizator.ru

В 1740 году врач из Лондона Уильям Старк решил проверить свою теорию о «вредной» и «полезной» пище. Он выбрал определенный вид пищи и долгое время ел только ее. Старк начал с хлеба и воды. За три недели при таком питании организм сильно ослаб. Затем исследователь сделал перерыв, набрал вес и перешел ко второй фазе экспериментов. Он добавил оливковое масло в хлеб и воду. И снова болезненная бледность разлилась по его лицу, а конечности так ослабли, что Старк не мог ими пошевелить.

Но, несмотря на это, эксперименты продолжались. Рацион исследователя состоял попеременно из мяса, хлеба и воды, затем из соли и мяса, затем из чая и животного жира. В общем, он настолько подорвал свое здоровье, что умер в 29 лет, съев только один сыр.

Путь к Нобелевской премии через желудок

Можно подумать, что эксперименты над собой давно канули в прошлое, но это не так. Уже в наше время австралийский ученый Барри Маршалл сделал важное научное открытие, испытав его на себе.

Барри Маршалл (слева) и его коллега Робин Уоррен после вручения Нобелевской премии / © news.cn

В прошлом исследователи считали, что гастрит и язва вызываются стрессом и неправильным питанием. Большое количество острой и жирной пищи в сочетании с эмоциональными взлетами и падениями обязательно приведет к проблемам с пищеварением. Так считали гастроэнтерологи всего мира в конце 20 века.

Барри Маршалл совершил научный прорыв — он открыл бактерию под названием Helicobacter pylori и предположил, что она, а не плохое питание, является виновником гастрита и язвы. Чтобы доказать это, исследователь выпил жидкость, содержащую культуру этих бактерий. Эксперимент удался — на следующий день исследователь обнаружил в организме симптомы острого гастрита. 

Маршалл и его коллега Робин Уоррен получили Нобелевскую премию в 2005 году за свое научное открытие. На церемонии награждения отважный ученый попросил никого не проводить подобные эксперименты и пошутил над своим средневековым мужеством.

Рискуют своей жизнью не только врачи. Изобретателям также ничего не оставалось, как опробовать технические новшества, которые они изобрели сами. Такие тесты часто заканчивались ошибками 👇:

Медный бык, летающая повозка и летающая машина — изобретения, убившие своих создателей

Больше интересных статей здесь: Медицина.

Источник статьи: Энтузиасты, идущие на опасные эксперименты ради общего блага и научного открытия, в медицине были всегда.